Страны Востока. Древний Восток. Что такое древний восток Какие страны древнего востока

Страны Востока. Древний Восток. Что такое древний восток Какие страны древнего востока

25.03.2024

1.Понятие Древний Восток.Особенности истории и культуры Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Древний Восток – это совокупность очень далеких друг от друга по географическим и хозяйственным условиям, по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость социальной структуры. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно отражалась в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, их мудрости и сверхъестественном могуществе.

Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти. Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Дао – это путь, корень всего, мать всех вещей. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

2.Формирование раннеклассового общества и государства в Древнейшем Египте.Периодизация истории Древнего Египта

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

2.1 ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

1. 3100-2800 гг. до н.э. - период Раннего царства или период царствования первых трех династий египетских фараонов;

2. Около 2800-2250 гг. до н.э. - период Древнего, или Старого, царства, в который включается время царствования III- IV династии;

3. Около 2250-1700 гг. до н.э. - период Среднего царства, время царствования XI-XII династий;

4. Около 1575-1087 гг. до н.э. - период Нового царства, время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Hyбия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Египетское государство сложилось к концу IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тыс. до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему были присущи чёткие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий всё ещё представляются загадочными.

Египетское государство в период Раннего царства еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь, хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся среди могущественных вельмож. В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.

Также в это время произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом

3.Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства

Эпоха строительства великих пирамид

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств привело к возникновению единого общеегипетского государства. Его правитель стал первым царем всего Египта и родоначальником первой общеегипетской династии. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. В столице был возведен храм богу Птаху. Фараоны первой династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которой обкладывали сырцовым кирпичом. При первой династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображения, и в частности, в районе Вади – Магхара.

При второй династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач остается окончательное воссоединение страны. Главные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изображен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом – 47 209. Последние цари второй династии называют себя не только именем Гора – покровителем Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почитавшегося в Нижнем Египте. Миф об умерщвлении доброго бога Гора злым богом Сетом исключительно верхнеегипетского происхождения. Он отражал реальные события.

Видимо, при фараонах второй династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках централизованного государства. Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле.

Вообще, объединение египетских областей (или номов) в руках одного древнеегипетского государства привело к сверхконцентрации человеческих ресурсов и материальных ценностей в рамках одного центрального правительства. В экономической области главными задачами центрального правительства было поддержание единой ирригационной системы их отдельных локальных компонентов.

Наблюдение за периодическими разливами Нила и прогнозирование наводнений, дела весьма важного для жизни всех подданных, требовало создание гибкой системы центрального бюрократического аппарата и использование армии для подавления мятежей, случавшихся из-за отказа повиноваться властям в кризисных ситуациях.

В результате победоносных завоеваний фараоны Верхнего Царства смогли осуществить вековую мечту своих далеких предшественников. Наконец могла быть построена мощная ирригационная система, пирамиды, как символ вечности, незыблемости и сакральности царской власти.

При объединении двух царств в одно могущество фараона достигло небывалых вершин.

Это был тот редкий случай в истории Древнего Египта, когда царская власть отобрала вожжи управления у клана жрецов. Громкие военные завоевания заставили духовных лидеров оказаться от завоеванных ранее позиций и уйти в тень. Это не означало, что последние отказались от борьбы за реальную власть, это означало, что они изменили методы борьбы. Между светской и духовной властью продолжалась тайная подковерная борьба, в которой победитель получал не только власть, но и жизнь.

Эта историческая эпоха подарила потомкам множество исторических памятников, которые наглядно демонстрировали достаточно высокий уровень развития техники. Как грандиозные памятники, так и золотые украшения поражают своей совершенной техникой исполнения. На табличках, обнаруженных при раскопках, найдены изображения фараона Нармера, который держал за волосы своего врага, фараона Нижнего царства. Причем Нармер изображен с атрибутами Гора, а его соперник с атрибутами Сета, ставшего злым богом.

Эпоха строительства пирамид

Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены) – потребовала высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов четвертой династии, роскошная облицовка из плит – зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков. Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обожествления царя. Обожествление царя не просто добавляло ему авторитета, но и было своеобразной чертой времени. Принадлежность к власти было своеобразной чертой времени. В далекой древности принадлежность к царскому роду требовала доказательства божественной природы власти. Власть, признаваемая людьми, могла иметь только божественный характер. Власть, не нуждающаяся в божественном обосновании своего величия, была обречена на поражение. Жрецы часто пользовались этим сакральным обстоятельством, и власть фараона, который им рискнул не понравиться, запросто могли объявить неугодной богу Ра или Осирису. Эти золотое правило дворцовых заговоров покалечило правление не одного фараона. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиальное иное решение. Джосер (фараон) возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160 х 120 м (около 2 га). Любой фараон, отошедший в мир иной, становился богом на земле и собеседником Осириса в ином мире. Сам характер построения подобных сооружений носил сакральный характер. На фоне данного сооружения человек неизменно чувствовал себя маленькой песчинкой, которую вот-вот поглотит жизненный океан. Древний египтянин простирался ниц перед царственным сооружением, поражающим его воображение. На фоне пирамид происходили царские парады и торжественные выезды сына бога на земле, возращение с победой и некоторые культовые отправления.

4.Общеегипетское государство в период среднего царства21 -18века до н.э.

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения.

Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту.

Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта.

Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила проблему восстановления сильного египетского государства. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклеополь, на юге - Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Среднего Египта. Гераклеопольским правителям удалось отразить нападение ливийцев с запада и кочевников-азиатов из Синая, построить в Дельте ряд крепостей. Они даже объявили себя царями Верхнего и Нижнего Египта, прeтендуя на общеегипетскую корону (IX - X общеегипетские династии). Однако их власть не распространялась на всю страну. Вокруг города Фив, удобно расположенного в большой излучине Нила, сплотились южные номы, которые не признавали власти Гераклеополя. Итогом ожесточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа.

Ментухотеп стал основателем XI общеегипетской династии (XXI в. до н.э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2050 - 1750 гг. до н.э., XI - XIII династии).

Состояние экономики. Общественные отношения.

Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили общеегипетскую систему, существовавшую в эпоху Древнего царства.

Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали Лабиринтом. Это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (около 1850 - 1800 гг. до н.э.). Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи ("соединяющий обе земли"), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерсть.

В это время египтяне освоили бронзу - металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Из других важнных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли - производство пастового стекла (изделия из него не выдуваются, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы.

Развивавшаяся экономика давала значительные издержки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские горда доходят до Малой Азии и Вавилонии. Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес. Египтяне устанавливают связи с государством на Крите. Критские вещи обнаружены в Египте, а египетские - в развалинах кносского дворца.

Другим направлением торговли было южное - в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Обычно торговая экспедиция формировалась в Фивах и по снабженной колодцами дороге в ущелье Вади Хаммамат прибывала в порт Гасуу на берегу Красного моря. Здесь загружались корабли, которые брали курс или на Синайский полуостров, к району медных рудников, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благовония, экзотических животных.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III был проведен обводной канал, позволявший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов

5. Египет Нового царства.

В середине II тысячелетия до н. э. Вавилония в результате внутренних процессов и внешних вторжений теряет свою ведущую роль в рабовладельческом мире. Ассирия постепенно становится наиболее сильной из переднеазиатских держав, но её политическая мощь начинает ощущаться в полной мере лишь в последней четверти II тысячелетия. Преобладающее положение среди рабовладельческих держав в середине II тысячелетия переходит к Египту.

Период Нового царства, начавшийся с поражения и изгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства, продолжался около 500 лет, в пределах с XVI по XII в. до н.э. На него приходятся три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX, время правления которых падает соответственно приблизительно на XVI-XIV, XIV-XIII и XIII-XII вв. до н. э.

Время Нового царства является периодом дальнейшего роста рабовладельческих отношений и значительного развития рабовладельческих хозяйств частных лиц. Царская власть в это время пытается опираться на более широкие слои рабовладельцев, стремясь к ограничению могущества знати. Именно опора на более широкие слои свободного населения позволила царям Фив, возглавлявшим южное царство, которое было более или менее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет, встать во главе борьбы против иноземных завоевателей.

В период Нового царства Египетское рабовладельческое государство уже не было ограничено, как прежде, лишь долиной Нила ниже первых порогов. Война с иноземными завоевателями сменилась захватническими походами за пределы Египта. Фараоновское царство стало громадной по тем временам державой. Однако львиную долю добычи от этих походов получила знать, тогда как народные массы терпели нужду и лишения. От времени Нового царства до нас дошли сведения о выступлениях ремесленников, о восстаниях народных масс в конце правления XIX династии.

6.Египет в поздний период

Египет в поздний период

С падением ок. 1075 г. до н. э. единого централизованного государства Нового царства Египет вступает в Поздний период (1075-332 гг. до н. э.) своей истории. Главное его отличие от предшествующих эпох состоит в нарастающей и к концу IX в. до н. э. достигшей максимума децентрализации египетского общества. В III-II тысячелетиях до н. э. царская власть в Египте опиралась на обширное, в эпоху наибольшей централизации охватывавшее всю страну государственное хозяйство. Сразу после падения Нового царства эта единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся гиппод контролем правителей отдельных египетских номов и тесно связанных с ними номовых храмов. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственные административный аппарат и войско. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание, с исчезновением общеегипетской центральной власти постепенно превращаются в их полную собственность. Неудивительно, что значительную часть Позднего периода Египет находится в состоянии политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты XXIV, XXVI и XXVIII саисские, XXIX мендесская и XXX севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (XXII-XXIII ливийские, XXV нубийская и XXVII персидская династии); при этом представители общеегипетских династий вынуждены мириться с небывало высокой самостоятельностью номов, основанной на сохранении под контролем их правителей местных хозяйств. Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим в огромной мере связан и упадок внешнего могущества Египта, так как находившихся в руках общеегипетских династий I тысячелетия до н. э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением нескольких непродолжительных эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а напротив, становится объектом завоевания со стороны своих африканских соседей и, позднее, великих держав Передней Азии

7.Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте1. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что, если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 146,6 м (сейчас 137 м), площадь - около 55 000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Главной чертой новой ступени развития стало создание государств, возникавших на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. Их история с конца IV тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа :

- конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

- конец II тыс. до н.э. – конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

- первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

В истории древних государств выделяются два основных варианта развития – древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику. Сначала обратимся к истории древневосточных государств как наиболее ранних.

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на Земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. С ними связан термин «речные цивилизации». В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были номы земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых был город . Такие города-государства впервые возникли в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (ниж. течения р. Тигр и Евфрат). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых. С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства – деспотия , характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории, где правитель обладал всей полнотой власти, считался богом или потомком богов. Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат с четкой системой рангов, субординацией. На все трудовое население, кроме налогов, были возложены и государственные повинности – общественные работы.

В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения , появляется патриархальное рабство, характерное для Древнего Востока (в отличие от античных государств, где существует классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления и нет необходимости в такой высокой степени эксплуатации, как при товарном производстве. В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т.е. глава семьи. Раб как бы становится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе с хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, еще не видят в нем просто живое орудие труда, признают некоторые права личности. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но люди, оказавшиеся в долговой кабале, т.е. соплеменники, чего нет при классическом рабстве. Рабы принадлежали государству, храмам, частным лицам, но не были основными производителями материальных благ, как в античных государствах. Основную работу выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства. Существовало два сектора экономики, исходя из видов собственности на землю:

- общинный сектор экономики , где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли;

- государственный сектор экономики , в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди.

И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов.

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам. Между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.

Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. В это время заканчивается бронзовый век, когда орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят молодые народы. В частности, так называемые народы моря, которые вторгаются на территорию Египта, в Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток. В других регионах Древнего мира на рубеже III тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.

В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой (Египет, Индия, Китай, ареал Двуречья, Персидская держава). В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве попрежнему в основном заняты крестьянеобщинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.

В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого является активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений – получают повсеместное распространение деньги в монетной форме. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова. Важным следствием развития товарноденежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности (наряду с государственной и общинной), земля превращается во многих государствах в объект куплипродажи, крупные частные хозяйства начинают преобладать в экономике большинства стран.

В период с XII в. до н.э. по II в. до н.э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений создается религиозный, исторический и литературный памятник – Библия . Она включает 39 книг. В ней сосредоточены мифы, легенды, повествования по истории еврейского народа и других народов Древнего Востока, религиозные и этические нормы, философские и публицистические произведения, поэзия и проза. Заложенная в Библии впервые на планете идея монотеизма (единобожия) стала основой создания не только иудаизма, но и других мировых религий – христианства и ислама. Библия оказала огромное влияние на формирование не только религиозного мировоззрения многих стран и народов, но и на их культуру и искусство.

В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов , объединившая в результате завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северовосточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II из рода Ахеменидов. Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522 - 486 до н.э.). Все государство было разделено на 20 административноподатных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждой из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией, административным центром державы стал город Сузы.

В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всей державы денежную единицу – дарик. Ввне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль, в основном использовались слитки серебра. Очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути. В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад идут – грекоперсидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский , добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает существование, войдя в состав державы Александра Македонского. После его смерти в 323 г. до н.э. эта громадная империя распадается на множествоэллинистических государств : Египет при Птолемеях, государство Селевкидов, Пергамское царство, Понтийское царство и др. В дальнейшем (в конце 1 тыс. до н.э.) почти все эллинистические государства оказались в составе двух держав – Рима и Парфии (первоначально области к юго-востоку от Каспийского моря). Во II в. до н.э. Парфия включает в свой состав значительную часть Средней Азии, Ирана, Месопотамию и превращается в мировую державу, наследницу государства Ахеменидов – его политического могущества, а в какойто мере и культуры.

В эпоху поздней Древности (первая пол. 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В III в.у крупнейших держав мира (Китая, Рима, Парфии) появляется новый грозный соперник – государство Сасанидов . В южном Иране, находившемся под властью Парфии, существовало несколько мелких полузависимых княжеств. Правителю одного из них – Арташиру из рода Сасанидов удалось объединить южный Иран и разгромить Парфию. В 226 г. он провозгласил себя царем, возникла империя Сасанидов. В III - IV вв. ее власть распространяется на огромной территории от Сирии до Инда, от Большого Кавказского хребта до Оманского полуострова в Аравии. Эта держава в III - V вв. представляла собой переходную форму от рабовладельческого государства к феодальному. С одной стороны, растет централизация власти, начинается ликвидация самоуправления городов, за счет сокращения земель крупной знати увеличивается царский земельный фонд. В то же время растет стремление к политической самостоятельности многих представителей знати и крупных чиновников, в управлении которых находятся города и округа империи, где они обладают гражданской и военной властью. В этот период увеличивается пожалование земель из царского фонда частным лицам при условии службы в государственном аппарате или войске. Происходит сокращение общинных земель, которые постепенно передаются в условное владение знати или крупного чиновничества с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией. Уже с середины III в. постепенно начинается частичное освобождение рабов, наделение их землей. Так VI в. государство Сасанидов превращается в феодальное. Подобные процессы происходили и в других государствах.

В III - V вв. начинается Великое переселение народов , охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее причиной их крушения. На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных. Города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть. Так в первые века новой эры происходит формирование новых – феодальных отношений, Древность уступает место Средневековью.

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества: они научились обрабатывать железо и получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации Древнюю Грецию и Рим.

Мировая Персидская держава, в состав которой входили территории почти всего Ближ-него и частично Среднего Востока, государства на территории Ин-достана, Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии.

В конце 4-го тыс. до н. э. возникают государства в Египте и Дву-речье. Несколько позже — во второй половине 3-го тыс. до н. э. — возникла цивилизация в долине реки Инд. Во 2-м тыс. до н. э. в чис-ло ранних цивилизаций вошли государство хеттов , Сирия, Пале-стина, Финикия, Китай. В 1-м тыс. до н. э. образуются государства в Закавказье, Иране (Мидийская, позже Персидская держава), в Се-верной Африке (Карфаген) и других регионах Древнего Вос-тока.

Первая цивилизация в Индии, по-лучившая название Индская, или Хараппская, успешно развивалась до XVIII в. до н. э., после чего города по неустановленным причинам пришли в состояние запустения, сократилось число их жителей, упала хозяйствен-ная активность. Хараппская цивилизация погибла.

Государства Древнего Востока

  • Аккад.
  • Боспорское царство.
  • Древний Китай .
  • Древняя Македония.
  • Иберия.
  • Иудейское царство.
  • Карфаген.
  • Мидия.
  • Пергамское царство.
  • Понт.
  • Северное Израильское царство.
  • Ханаан (Палестина).
  • Хорезм.
  • Шумер . Материал с сайта

Особенности природы

Разные территории Древнего Востока имеют свои природные особенно-сти, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропическо-го климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными долинами перемежаются с каменистыми пустынями , обшир-ными плоскогорьями и горными хребтами. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Эти реки образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой . Здесь можно было жить и вес-ти хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоёмах и водохранилищах с последую-щим орошением земель через систему каналов (как в долинах Нила и Ев-фрата) или отвода лишней влаги, борьбы с наводнениями (как в долинах Ганга, Хуанхэ и др.).

Природные катастрофы

Ирригационное земледелие

Земля в странах Древнего Востока

Земледелие на плодородных землях древнейших государств да-же при низком уровне развития техники отличалось очень высокой урожайностью. Но для успешного развития сельского хозяйства важно было правильно использовать водные ресурсы: защищать по-севы от наводнений и обеспечивать сохранение воды в засушливое время. С этой целью под эгидой государства возводились дамбы, строились каналы, сооружались искусственные озёра . В Египте, Двуречье, Индии, Китае было очень важно организовать коллек-тивное строительство ирригационных сооружений, от которых во многом зависело благосостояние страны.

Земля в древневосточных странах находилась в ведении государ-ства (то есть царя) и общины. В государственном секторе распола-гались хозяйства самого царя и зависимого от него жречества. Здесь работали арендаторы, рабы, а также те, кто получал за свою работу паёк. Общинная земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства.

Уже в 3-м тыс. до н. э. на Древнем Востоке возникают довольно крупные поселения, где сосредоточивается большое количество людей , создаются внушительные по размерам общественные соору-жения, возводятся оборонительные стены, то есть возникают горо-да. Город — принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нём концентрируется развитое ремесленное производство, обслу-живающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также поставляющее продукцию в сельскохозяйственную округу.

Открытые при археологических раскопках города-центры первых госу-дарств на полуострове Индостан (Мохенджо-Даро, Хараппо, Чахчу-Даро) имели правильную планировку; в них выделялись цитадель и жилые районы, разделённые улицами на кварталы. В городах имелась система водоснаб-жения и канализация. Люди жили в одно-, двух- и трёхэтажных домах, за-нимались земледелием, скотоводством. Было развито ремесло, торговые связи соединяли район бассейна Инда со Средней Азией, центральной и южной частями полуострова Индостан.

Страны Востока - это государства, входящие в азиатско-тихоокеанский регион, который включает в себя Юго-Восточную, Северо-Восточную и Восточную Азию. Принадлежность стран определяется географическим положением, а также этническими признаками. В категорию "Страны Востока" входят все государства, расположенные в азиатском регионе, а также на его периферии. Список может содержать страны Ближнего и Среднего Востока.

Северная Корея

Северная Корея образована в 1948 году как государство с народно-демократическим устройством. У власти находится Трудовая партия Кореи, с первым секретарем Центрального Комитета во главе, в настоящее время это Страна живет по незыблемым принципам идеологии "чучхе", которая проповедует тоталитаризм.

Южная Корея

Является прогрессивной, динамично развивающейся страной, государственное устройство - президентское правление в сочетании с демократическим парламентом. На первом месте по экспортной значимости находится судостроение, затем следует автомобильная промышленность.

Камбоджа

Страна крайне нестабильная в политическом и экономическом отношении. Отличается несогласованностью правящих структур, на протяжении последних десятилетий было несколько войн и государственных переворотов. Обстановку в стране нагнетают одиозные личности, вроде предводителя Пол Пота.

Индонезия

Страна с непростой историей, долгое время находилась под колониальным влиянием Голландии, затем в 1811 году перешла под юрисдикцию Великобритании. В настоящее время является президентской республикой на унитарной основе. Президент также возглавляет правительство. Законодательный орган - это Народный консультативный Конгресс. Экономика номинально считается рыночной, однако заметно влияние государственных структур, значительное количество крупных промышленных предприятий принадлежит государству.

Монголия

История Монгольской Народной Республики получила свое начало в 1924 году, когда не без участия Советского Союза у власти встали Чойбалсан, Омар и Генден. И. В. Сталин пытался насаждать коммунистическую идеологию, настраивал новое монгольское руководство на полное уничтожение буддизма в стране, но успеха в своих устремлениях "отец народов" не имел. В настоящее время Монголия развивается и живет по рыночным законам. Руководит страной Великий народный хурал. Законодательным органом является Великий государственный хурал, иначе говоря, парламент.

Малайзия

Государство состоит из двух частей. Западная расположена на полуострове Малакка, восточная - на острове Калимантан. Страна устроена по принципу федеративной конституционной монархии и состоит из 13 штатов. Монархи не наследуют трон, а выбираются раз в пять лет. Парламент состоит из верхней и нижней палаты, исполнительная власть - это правительство во главе с премьер-министром. Экономика страны находится на подъеме за счет значительных объемов экспорта сельхозпродукции, а также добычи и экспорта нефти.

Сингапур

Сингапур - город-государство - существует с древних времен, первое упоминание датируется III веком н.э. Как страна Сингапур впечатляет своей необычностью, он рассредоточен на 63 островах, большинство которых расположены на экваторе. Климат, таким образом, в стране экваториальный. Сингапур считается государством с самым низким уровнем преступности в мире. Является островным агломератом с высокоразвитой экономикой.

Государства Древнего Востока

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государства Древнего Востока
Рубрика (тематическая категория) Политика

Первые государства возникли в IV тысячелœетии до н.э. на землях Междуречья (Двуречья) и Египта. Их возникновение было во многом обусловлено уникальными природными условиями, поскольку плодородные долины рек (Нила, Тигра и Евфрата) были способны давать очень высокие урожаи зерновых культур даже при крайне примитивной технике обработки земли.

Необходимым условием эффективного ведения хозяйства в плодородных речных долинах было строительство и поддержание в порядке сложных ирригационных систем. Эта задача не могла быть решена в рамках первобытно-общинной организации общества. Решить её было способно только государство - такая форма организации общества, где власть обладает относительной самостоятельностью от общества и опирается на аппарат принуждения при обеспечении исполнения своих решений.

Первые очаги государственности возникали вокруг городов - храмовых центров. При этом закономерностью развития древнейших государств был процесс государственного объединœения всœей территории плодородных речных долин, поскольку только ирригационные сооружения, ориентированные на регулирование водного режима на всём протяжении течения рек были наиболее эффективными. В 3118 году до н.э. впервые в рамках единого государства был объединён Египет. В Древнем Двуречье решение этой задачи встретило на своём пути больше препятствия и оказалось под силу только правившему в 2316 - 2226 гᴦ. до н.э. царю города Аккада Саргону. На рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. возникло Вавилонское царство, достигшее вершины своего могущества в годы правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), издавшего знаменитые законы.

В Египте и Двуречье сформировался тип государства, именуемый восточной деспотией, при котором вся полнота власти была сосредоточена в руках правителя. Это обстоятельство было предопределœено особенностями хозяйственного строя, требовавшего быстрых, своевременных, организованных действий большого числа людей, необходимых для строительства ирригационных сооружений и поддержания их в надлежащем порядке.

Первые деспотии Древнего Востока отличал застойный характер, поскольку их жизнь находилась в неразрывной связи с извечными циклами природы и прочно привязана к плодородным долинам рек.

Огромное значение для развития государств Древнего Востока имело начало применения желœеза при изготовлении орудий труда и оружия. В связи с этим значительно возросли площади, способные давать прибавочный продукт в земледелии, и государственные границы получили возможность освободиться от жёсткой привязки к очертаниям плодородных речных долин.

Военные деспотии Древнего Востока представляли собой внутренне неоднородные, конгломератные государственные образования. По этой причине всœе они имели недолгую историческую судьбу. Период стремительного возвышения сменялся временем упадка и гибели, и на смену одной военной деспотии приходила другая, с тем, чтобы неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя кануть в Лету. Первой ʼʼвзошла звездаʼʼ державы хеттов - воинственных племён Малой Азии, первыми на планете овладевших секретом изготовления оружия из желœеза. Вслед за ней, сменяя друг друга, возвышались и гибли другие военные деспотии.

В Х - VII вв. до н.э. наступил ʼʼзвёздный часʼʼ Ассирии, когда возникшее на севере Двуречья государство распространило свою власть на всю Малую Азию, покорило Вавилон, Финикию, Иудейское и Израильское царство в Палестинœе, Египет, земли персидских и мидийских племён.

В VII в. до н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и основал собственную державу.

В VI в. началось возвышение Персидской державы. Освободившись при царе Кире II (558 - 530 до н.э.) от власти Мидии, персы начали завоевательные походы. Им удалось покорить Двуречье, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, Египет. При царе Дарии I (522 - 486 до н.э.), завоевавшем Запад Индии, сложилась новая административная система управления, призванная предотвратить племенной сепаратизм. Империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила налоги исходя из площади и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли началась чеканка серебряной монеты.

При этом и Персидской державе суждена была недолгая судьба. Она погибла в столкновении с Древней Грецией.

Лекция № 3

Государства Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государства Древнего Востока" 2017, 2018.

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой