Падеж имен прилагательных 4. Как определить падеж имени прилагательного. Определяем окончания по падежам. Что нужно учесть

Падеж имен прилагательных 4. Как определить падеж имени прилагательного. Определяем окончания по падежам. Что нужно учесть

03.01.2024

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (существительного к которому относится) и отвечающая на вопрос какой? какая? какие? какое?

Грамматические признаки имени прилагательного

Грамматические признаки - признаки, которые принадлежат каждой отдельной части речи. Выделяются постоянные и непостоянные признаки частей речи. Отличаются они друг от друга тем, что непостоянные признаки могут изменяться вместе с формой слова. Непостоянные остаются неизменными, независимо от формы слова.

Итак, у прилагательного только один грамматический признак, являющийся постоянным: его разряд. Выделяются три разряда:

  • качественное прилагательное (признак предмета в самом общем понимании) - серый день;
  • относительное прилагательное (обозначает материал, место, назначение) - каменный забор (забор, построенный из камня);
  • притяжательное прилагательное (обозначает лицо, к которому относится) - заячья нора (нора зайца).

К непостоянным признакам относятся:

  • степени сравнения прилагательного;
  • его краткая и полная форма;
  • число;
  • падеж.

Падеж имени прилагательного

Падеж имени прилагательного, также как и род и число является непостоянным признаком прилагательного. Но отличаются эти признаки от других тем, что зависят от тех же признаков у имени существительного, к которому это прилагательное относится.

Так как нам надо разобрать, как именно определяется падеж прилагательного, то рассмотрим эту зависимость именно на примере падежа.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо определить падеж существительного, к которому оно относится. Как правило, это существительное не составит труда найти, надо просто задать к нему вопрос.

Затем мы приступаем к определению падежа существительного. Всего в русском языке 6 падежей, и каждому из них принадлежит свой вопрос, который задается от глагола к существительному. Рассмотрим эти вопросы:

  1. И.п. (кто? что?) цветок;
  2. Р.п. (кого? чего?) цветка;
  3. Д.п. (кому? чему?) цветку;
  4. В.п. (кого? что?) цветка;
  5. Тв.п. (кем? чем?) цветком;
  6. Пр.п. (о ком? о чем?) о цветке.

После определения падежа существительного, мы приписываем этот же падеж и прилагательному.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа ;

* познакомить со склонением имён прилагательных в ;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», ноутбук, учебник, мет. пособие, карточки.

Ход урока

Мотивация.

Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.

Актуализация знаний, фиксация затруднений.

Что такое прилагательное? (Правило)

Работа по карточкам (В предложениях нужно подчеркивать прилагательные и определить род, число)

Почему в словосочетании в синем небе окончание прилагательного не соответствует окончаниям из нашей таблицы? (Нужно поставить прилагательное в нач. форму)

Постановка учебной задачи.

Определяется тема и цель урока.

Значит, сегодня мы посмотрим тему …(склонение имен прилагательных в единственном числе).

Изучение нового материала.

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий , так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая , так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора, которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

А теперь просклоняйте данные словосочетания.

какой? какое? какая?

Им. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого? какого? какой?

Р. п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому? какому? какой?

Д. п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой? какое? какую?

В. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким? каким? какой?

Т. п. глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком? о каком? о какой?

П. п. о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в , дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)

Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.

V. Физкультминутка.

    Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во , вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику: упр. 275 – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).

Упр. 280 – списать стихотворение, определить падеж прилагательного. (Проверяется коллективно, самооценка).

Самостоятельная работа.

Упр. 279 – просклонять словосочетания новый дом, новое слово, новая книга. (Проверка, самооценка).

Проверочная работа.

Работа по карточкам.

Рефлексия.

Что нового узнали на этом уроке?

Как определить падеж имени прилагательного?

Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)

Оценивание учителем.

Домашнее задание: таблица – с. 142, упр. 281 – списать текст, определить падеж имени прилагательного.

В русском языке склонять по падежам можно только полные формы прилагательных. Для определения падежа этой части речи существует ряд правил, которые подробно описаны в нашей статье. Кроме того, в ней приведена таблица с примерами, в которой указаны все особенности склонения по падежам полных прилагательных.

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов :

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).
  • Окончания в именительном и винительном, а также в винительном и родительном падежах у прилагательных мужского рода единственного числа и множественного числа могут совпадать. Поэтому при определении их падежа стоит учитывать признак одушевленности/неодушевленности у существительного, с которым прилагательное согласуется (примеры: читать интересный роман (неодуш., В. п.), встретить интересного человека (одуш., В. п.)).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения по падежам имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой ,

Круглый ,

Горячий ,

Утренний

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотая ,

Круглая ,

Горячая ,

Утренняя

Золотые ,

Круглые ,

Горячие ,

Утренние

Р. п. Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотых ,

Круглых ,

Горячих ,

Утренних

Д. п. Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

В. п. Золотой / золотого ,

Круглый / круглого ,

Горячий / горячего

Утренний / утреннего

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотую ,

Круглую ,

Горячую ,

Утреннюю

Золотые / золотых ,

Круглые / круглых ,

Горячие / горячих ,

Утренние / утренних

Т. п. Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотой / золотою ,

Круглой / круглою ,

Горячей / горячею

Утренней / утреннею

Золотыми ,

Круглыми ,

Горячими ,

Утренними

П. п. О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

Об утреннем

О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой