Кто такой ганимед бог чего. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Орфей, Ганимед и Загрей. Ганимед. Семья и окружение

Кто такой ганимед бог чего. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Орфей, Ганимед и Загрей. Ганимед. Семья и окружение

16.02.2024

28. Орфей


Орфей, сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы, был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. В Зоне, что во Фракии, несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце, в том виде, как он их оставил 1 .

B. После посещения Египта Орфей присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на Эвридике, которую некоторые называют Агриопой, и поселился среди диких киконов во Фракии 2 .

C . Однажды неподалеку от Темпы, в долине реки Пенея, Эвридика повстречала Аристея, который захотел овладеть ею силой. Убегая, она наступила на змею и умерла от ее укуса. Но Орфей смело спустился в ТартарНе следует путать Тартар с Аидом. Аид - подземное царство, населенное душами умерших, которым правит брат Зевса Аид. Попасть в Аид суждено каждому смертному, а некоторым (Гераклу, Орфею) это удалось еще при жизни. Тартар же - это внушающая ужас самим богам преисподняя, расположенная ниже Аида, место заключения злейших врагов Зевса, таких, как титаны и Тифон. в надежде вернуть ее назад. Для своего путешествия он использовал щель, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде, и по прибытии в Аид не только очаровал перевозчика Харона, пса Кербера и трех судей мертвых своей горестной музыкой, но и на время прекратил муки осужденных. Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути из Тартара Орфей не должен оборачиваться назад до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки 3 .

D. Когда Дионис напал на Фракию, Орфей отказал ему в почестях и проповедовал другие священные таинства, убеждая фракийских мужей в том, что жертвенное убийство - это зло, и находя среди них благодатную почву для своих проповедей. Каждое утро он поднимался на вершину горы Пангей, чтобы приветствовать рассвет, и почитал Гелиоса, которого называл Аполлоном, величайшим среди богов. В македонском Дее Дионис в отместку наслал на него менад. Вначале менады подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оружие мужчин, оставленное у дверей храма, ворвались внутрь, перебили своих мужей и разорвали Орфея надвое. Голову его они швырнули в реку Гебр. В конце концов все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос 4 .

E . Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли в Либетре, у подножья горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Менады попытались смыть с себя кровь Орфея в реке Геликон, но бог реки ушел глубоко под землю, появившись вновь почти через четыре мили и уже под другим названием - Бафира. Так он избежал причастности к убийству 5 .

F . Говорят, что Орфей осуждал неразборчивость менад и проповедовал любовь к своему же полу, вызвав у Афродиты не меньшую ярость, чем у Диониса. Остальные боги-олимпийцы, однако, не согласились с тем, что убийство Орфея было оправданным, и Дионису удалось сохранить жизнь менадам, только превратив их в дубы, крепко вросшие в землю. Фракийские мужи, избежавшие побоища, решили впредь татуировать своих жен в назидание за убийство жрецов. Этот обычай существует по сей день 6 .

G . Что касается головы Орфея, то после того, как на нее напал завистливый лемносский змей, которого Аполлон тут же превратил в камень, голову погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова пророчествовала и день и ночь до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что никто не приходит к его оракулам в Дельфах, Гринее и Кларе, пришел и, встав над головой, закричал: «Перестань вмешиваться в мои дела, ибо довольно я терпел тебя и твои песни!» После этого голова замолчала 7 . Лиру Орфея волны тоже прибили к Лесбосу, где ее возложили на почетное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия 8 .

H . Некоторые рассказывают совсем иначе о смерти Орфея. Они говорят, что Зевс убил его перуном за разглашение божественных секретов. Говорят, что это он ввел мистерии Аполлона во Фракии, Гекаты в Эгине и подземной Деметры в Спарте 9 .


1 Пиндар. Пифийские оды IV.176 и схолии; Эсхил. Агамемнон 1629-1630; Еврипид. Вакханки 561-564; Аполлоний Родосский I.28-31.

2 Диодор Сицилийский IV.25; Гигин. Мифы 14,251; Атеней XIII.7.

3 Гигин. Там же; Диодор Сицилийский. Там же; Павсаний IX.30.3; Еврипид. Алкестида 357 и схолии.

4 Аристофан. Лягушки 1032; Овидий. Метаморфозы XI.1-85; Конон. Повествования 45.

5 Эсхил. Бассариды. Цит. по: Эратосфен. Превращение в звезды 24; Павсаний IX.30.3-4.

6 Овидий. Там же; Конон. Там же; Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12.

7 Лукиан. Против неучей II; Филострат. Героические деяния V.704; Жизнь Аполлония Тианского IV.14.

8 Лукиан. Там же; Эратосфен. Там же 24; Гигин. Поэтическая астрономия ІІ.7.

9 Павсаний ІX.30.3; ІІ.30.2; III.14.5.

* * *

1. Будучи царем-жрецом, Орфей оказывался пораженным перуном, т.е. убитым обоюдоострым топором в дубовой роще в период летнего солнцестояния. Затем его разрывали менады культа быка, как они разрывали Загрея (см. 30. a ), или культа оленя, как Актеона (см. 22. i ). Менады на самом деле были музами. В классической Греции татуировки сохранились только во Фракии; на вазе, изображающей убийство Орфея менадами, у одной из менад виден маленький олень, вытатуированный на предплечье. Этот Орфей не вступал в конфликт с культом Диониса потому, что сам был Дионисом и играл на простой ольховой дудочке, а не на благородной лире. Так Прокл в комментариях к «Государству» Платона (I р. 174,30 175,3 Kroll. - Прим. ред. ) пишет: «Являясь основной фигурой дионисийских обрядов, Орфей, как считают, разделял судьбу самого бога». Аполлодор (I.3.2) приписывает ему авторство мистерий Диониса.

2. Новый культ солнца как всепорождающего отца, вероятно, пришел на север Эгейского моря вместе с бежавшими жрецами монотеистического культа Эхнатона в XIV в. до н.э. и соединился с местными культами. Вот почему Орфей якобы посещает Египет. Упоминания о таком культе можно найти у Софокла (фр. 523 и 1017), где к солнцу обращаются как к «древнейшему пламени, дорогому всем фракийским всадникам» и как к «прародителю богов и отцу всех вещей». Вероятно, этот культ встретил довольно энергичное сопротивление со стороны консервативных фракийцев и в некоторых районах страны с жестокостью уничтожался. Однако более поздние орфические жрецы, носившие египетские одежды, называли его полубогом Дионисом и поедали сырое мясо его священного животного - быка. Имя Аполлон они оставляли за бессмертным солнцем, считая, что Дионис - это бог чувств, а Аполлон - бог разума. Это объясняет, почему голова Орфея оказалась в святилище Диониса, а лира - в храме Аполлона. Голова и лира, как сообщается, приплыли к Лесбосу, славящемуся своей лирической музыкой. Терпандр, древнейший засвидетельствованный исторический музыкант, был родом из Антисса. Нападение змея на голову Орфея либо свидетельствует о противодействии прежнего героя-оракула появлению Орфея в Антиссе, либо о том, что ему противился Пифийский Аполлон, о чем более определенно сказано у Филострата.

3. Смерть Эвридики от укуса змеи и неудача Орфея с возвращением ее в мир солнечного света фигурируют только в более поздних вариантах мифа. Похоже, что они возникли из-за неверного толкования изображений Орфея, которого приветствовали в Аиде, где его музыка настолько очаровала змею-богиню Гекату или Агриопу, что она сделала различные поблажки душам всех посвященных в орфические мистерии, а также из-за ошибочного толкования других изображений, где Дионис, чьим жрецом был Орфей, спускался в Аид в поисках своей матери Семелы (см. 27. k ). От укуса змеи умирает не Эвридика, а ее жертвы (см. 33.1).

4. Месяцем ольхи был четвертый месяц сакрального календаря деревьев, предшествующий месяцу ивы, который связывался с водной магией богини Гелики («ива» - см. 44.1). Ивы дали имя реке Геликон, которая течет вокруг Парнаса и считается священной рекой муз, т.е. триады горной богини вдохновения. Именно поэтому на храмовой росписи в Дельфах Орфей изображен прислонившимся к иве и касающимся ее ветвей (Павсаний X.30.3). Культ ольхи в Греции выродился очень давно, однако отголоски его сохранились еще в классической литературе: ольхой зарос остров смерти колдуньи-богини Кирки (Гомер. Одиссея V.64 и 239). В Колхиде ей принадлежит кладбище под сенью ив (Аполлоний Родосский III.200 - см. 152. b ). Как указывает Вергилий, сестры Фаэтона превратились в заросли ольхи (см. 42.3).

5. Однако это не означает, что обезглавливание Орфея не больше, чем метафора, за которой скрывается обрубленная ветвь ольхи. Царя-жреца обязательно разрубали на куски, и у фракийцев вполне мог иметь место обычай, который до сих пор существует у ибан-даяков Саравака. Когда мужчины возвращаются домой после успешного похода за головами, женщины ибан используют трофеи для заклинаний, призванных повысить урожай риса. Голову заставляют петь, скорбеть, отвечать на вопросы, ей оказывают всяческое внимание, пока она не согласится занять место в прорицалище и давать советы по всем важным проблемам, а также (как и головы Эврисфея, Брана и Адама) отпугивать нападающего врага (см. 146.2).


29. Ганимед


Ганимед, сын Троса, именем которого названа Троя, был самым прекрасным из когда-либо живших на земле юношей, и поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. Говорят также, что Зевс, возжелав иметь Ганимеда в своей постели, спрятался под орлиными перьями и похитил юношу, гулявшего по троянским лугам 1 .

B. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес 2 .

C . Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея 3 .


1 Гомер. Илиада XX.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и сл.; Овидий. Метаморфозы X.155 и сл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V.266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор ІІ.5.9; Павсаний V.24.1.

3 Аполлоний Родосский ІІІ.115 и схолии; Вергилий. Энеида I.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики ІІІ.304.

* * *

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид («Троянки» 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимеда. С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Цере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka , или второе «я», что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана (1 и сл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: «...обновляется подобно орлу юность твоя».

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Пар. 23, 7) вплоть до Вавилонского плененияВавилонское пленение - название, обычно применяемое для обозначения высылки евреев из Иерусалима в Вавилон в период правления вавилонского царя Небукаднезара II (обычно Навуходоносор). Упоминаются три такие акции: первая - в 597 г. до н.э., вторая и третья - соответственно через 11 и 16 лет после первой. Высыпки были вызваны восстаниями в Иерусалиме и сопровождались его разрушением. Бедствия вавилонского пленения нашли отражение в нескольких библейских псалмах. Обстоятельства возвращения евреев из пленения неясны. . Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21. m ), еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам («Федр» 279 a - b ); хотя в других своих произведениях («Законы» I.636 d ) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя «Ганимед» скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова «Ганимед» произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Böckh = 282 Snell. - Прим. ред.) ; замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2), а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.


30. Загрей


Загрея тайно зачала Персефона от Зевса еще до того, как приходившийся ей дядей Гадес унес ее в свое подземное царство. Зевс распорядился, чтобы сыновья Реи - критские куреты или, как утверждают некоторые, корибанты, сторожили колыбель с младенцем в пещере на горе Ида, прыгая вокруг него и бряцая оружием, как делали это раньше, прыгая вокруг самого Зевса на горе Дикта. Однако враги Зевса титаныТитаны - группа старейших богов; вместе с киклопами и гекатонхейрами (сторукими) они порождены космическими первоначалами Землей и Небом. Согласно представлениям гомеровского гимна (II. 158), от титанов происходят и боги и люди. , чтобы остаться неузнанными, выкрасились белым гипсом и стали ждать, когда куреты заснут. В полночь они выманили Загрея с помощью детских игрушек: шишки, раковины, золотых яблок, зеркала, бабок и клока шерсти. Загрей не выказал слабости перед набросившимися на него титанами и, чтобы обмануть их, начал менять свой облик. Сначала он превратился в Зевса в накидке из козьих шкур, затем - в Крона, творящего дождь, во льва, коня, рогатого змея, тигра и, наконец, в быка. В этот момент титанам удалось крепко схватить его за рога и ноги, разорвать на части и пожрать его сырую плоть.

B . Афина прервала это ужасное пиршество, когда оно уже подходило к концу. Ей удалось спасти сердце Загрея, вложить его в гипсовую фигуру и вдохнуть в нее жизнь. Так Загрей обрел бессмертие. Кости его были собраны и погребены в Дельфах, а Зевс перунами поразил всех титанов 1 .


1 Диодор Сицилийский V.75.4; Нонн. Деяния Диониса VI.209 и сл. и XXVII.228; Цец. Схолии к Ликофрону 355; Евстафий об «Илиаде» Гомера II.735; Фирмик Матерн. Об ошибочности языческих религий VI; Еврипид. Критяне, фр. 472.

* * *

1. Этот миф повествует о ежегодном принесении в жертву мальчика, имевшем место на Крите, причем мальчик заменял царя-быка Миноса. Мальчик царствовал всего один день, затем участвовал в танце, символизировавшем пять времен года - льва, козы, коня, змея и тельца, после чего его заживо съедали. Все игрушки, с помощью которых титаны выманили Загрея, - это предметы, которыми пользовались философы-орфики, перенявшие обычай такого жертвоприношения, однако вместо мальчика поедали мясо бычка. Раковина была не настоящей, а представляла собой продырявленный камень или особой формы керамический предмет, в который дули, чтобы получить звук, напоминающий сильный порыв ветра, а клок шерсти вполне был пригоден для того, чтобы наносить на куретов слой мокрого гипса, причем куретами были юноши, которые в знак воздержания приносили прядь волос в жертву богине Кар (см. 95.5). Их также называли «корибантами», что значит украшенные гребешком танцоры. Другие дары, полученные Загреем, призваны объяснить смысл церемонии, во время которой ее участники достигают единения с божеством: шишка была древним символом богини, в честь которой титаны приносят в жертву Загрея (см. 20.2); зеркало должно отражать второе «я» каждого участника церемонии инициации или его дух; золотые яблоки - это пропуск в Элисиум после ритуальной смерти, а бабки символизируют гадательные способности (см. 17.3).

2. Критский гимн, не так давно обнаруженный около Диктейской пещеры, неподалеку от Палекастро, содержит обращение к Крониду, величайшему из юношей, кто танцует и прыгает вместе со своими Властителями, чтобы больший урожай приносили поля и стада и чтобы рыбаки возвращались с богатым уловом. Джейн Гаррисон в своей работе «Фемида» высказывает предположение, что одетые в доспехи предводители, о которых упоминает этот гимн и которые «взяли тебя, бессмертное дитя, от Реи», просто делают вид, что хотят убить и съесть жертву, которым является юноша, подвергающийся инициации при вступлении в их тайное общество. Однако все подобные ритуальные смерти во время церемоний инициации, которые бытовали в различных частях света, основываются на традиции реальных человеческих жертвоприношений. От простых членов тотемного братства Загрея отличают только календарные превращения.

3. Неканонический тигр в превращении Загрея указывает на его идентичность Дионису (см. 27. e ), о смерти и возрождении которого повествует такая же история, с той лишь разницей, что на этот раз мясо варится, а не съедается сырым, и в пиршество вмешивается не Афина, а Рея. Дионис также был рогатым змеем - у него при рождении были рога и змеиные кудри (см. 21.a ), и поклонявшиеся ему орфики ритуально поедали его в образе быка. Загрей превратился в «Зевса в накидке из козьих шкур» потому, что Зевс или заменяющий его мальчик вознесся на небеса в накидке, сделанной из шкуры козы Амалфеи (см. 7. b ). «Крон, творящий дождь» - указание на то, что в церемониях вызывания дождя использовались трещотки. В этом контексте титаны - это куреты, изменившие свое обличье настолько, чтобы дух жертвы не смог их узнать. Когда человеческие жертвоприношения вышли из употребления, Зевс предстал мечущим молнии в титанов в связи с их враждебным отношением к нему. Ни один из орфиков, вкусив однажды от плоти бога своего, уже никогда больше не прикасался ни к какому мясу.

4. Загрей-Дионис был также известен в южной Палестине. В соответствии с табличками из Рас-Шамры, Астар временно оказался на небесном троне, пока бог Ваал томился в подземном мире, вкусив от пищи мертвых. Астар был еще ребенком и, сидя на троне, не доставал ногами даже до подножия; вернувшийся Ваал убил его палицей. Законы Моисея запретили церемонии инициации в честь Астара: «Не вари козленка в молоке матери его» - гласит трижды повторенный приказ (Исх. 23,19; 24,26; Втор. 14,21).

Просмотры: 6 240

Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Тросаи Каллирои (или сын Лаомедонта; или сын Дардана; или сын Ассарака; или сын Эрихтония; или сын Троила). По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея - после Пелопа.

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом- перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла). Зевс считал, что Земля — недостойное место для Ганимеда (по Менару).

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Узнав о похищении, отец Ганимеда Трой предался отчаянию, но Зевс утешил его тем, что его сын причислен к сонму богов. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Трою золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся не­взгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес.

Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живёт на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей — утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, что­бы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночер­пия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

По истолкованию, был похищен царем Зевсом. Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал, который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По ещё одной версии, был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос.

Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.

В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Начиная с Пиндара прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея.

Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широ­ко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана, где главный герой отправляется верхом на скара­бее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилон­ский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обыч­ное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара, а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляет­ся он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, которые символизиро­вали новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помо­щью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103 говорится: «…обновляется подобно орлу юность твоя».

Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар.15:12; 4 Цар. 23:7) вплоть до Вави­лонского пленения. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида, еще больше подчеркивает победу пат­риархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины впол­не могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно от­крылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сенти­ментальные чувства по отношению к своим ученикам (Федр. 279а-Ь). Но в других произведениях он заклеймил однополую любовь как проти­воречащую человеческой природе, и миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян (Законы. 636d). В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сде­лать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона жен­щины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие пози­ции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

Имя Ганимед, скорее всего, связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, прини­мая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. В латинском языке от слова Ганимед произошло слово catamitus, а из него англий­ское catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуаль­ного влечения.

В искусстве

Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Ни одна из картин не пользуется такой популярностью, как картина Рембрандта в Дрезденской галерее. Художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность. Но надо полагать, что обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, — вряд ли бы Зевс, бог греков, решил, что Земля недостойна его. 🙂

В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом.

Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758-1759

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

Ван Лоо. Введение Ганимеда на Олимп. 1768

Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Около 470 года до н. э

Зевс и Ганимед-виночерпий. Краснофигурная ваза. 490-480 гг. до н.э.

К. В. Аллерс, Похищение Ганимеда. 1913.

Кампаньола Джулио Ганимед Около 1510-1515

Корреджо Ганимед Около 1531

Ле Сюёр Эсташ. Юпитер и Ганимед. 1644

В одном лице и смертный сын царя Трои, и бог Ганимед - чего только не случалось с небожителями Олимпа и их любимцами. Прекрасный юноша, троянский царевич служил отцу и готовился провести жизнь, как все смертные: в трудах, а то и в страданиях, борьбе и болезни. А потом умереть. Ведь таков удел людей.

Миф о Ганимеде

Во время похищения Ганимед пас овец отца на склоне горы. Зевс послал своего орла выкрасть юношу, слух о красоте которого дошел даже до вершины Олимпа. Когда птица поставила Ганимеда перед троном Зевса, тот воспылал статью. Красивый мальчик стал подавать амброзию и нектар на пирах олимпийцев. По некоторым источникам, он был даже любовником Зевса.

Ганимед - бог чего?

Формально Ганимед богом или полубогом (как, например, Геракл) не был. Поэтому вопрос: "Ганимед бог чего?" не совсем верен. Рожденный человеком, он и после вознесения на Олимп не стал покровителем ремесла, природного явления, города или социального явления, как другие боги Древней Греции.

Ганимед с древнегреческого переводится как "приносящий веселье", и он был просто виночерпием на пирах Зевса и других небожителей. За свою красоту в дар от Громовержца Ганимед получил вечную юность и бессмертие - главные атрибуты бога, а также вошел в число избранных жителей Олимпа. По его просьбе Зевс оказал помощь Трое во время войны, приостановив корабли ахейцев. Другого "божественного" влияние на жизнь смертных бог Ганимед не оказывал.

Отец Ганимеда

Отец Ганимеда занимателен тем, что получил за сына богатые дары. Некоторые исследователи полагают, что их можно расценивать и как выкуп. Согласно "Илиаде" Гомера, это троянский царь Трос. Несмотря на то, что похищенный ребенок не был единственным, горе отца было безмерным. Чтобы утешить, Зевс открыл ему будущее Ганимеда - вечную юность и бессмертие сына, что должно было примирить Троса с потерей. Еще Громовержец расщедрился и подарил царю Трои пару прекрасных коней и золотую виноградную ветвь. Это была работа лучшего мастера - самого Гефеста.

Так что сделка оказалась выгодной. Ведь многие любовницы верховного бога ничего не получали в дар и страданиями расплачивались за его похождения. Жена Зевса, богиня Гера была ревнива и мстительна. Сил расквитаться с божественно сильным мужем у нее не было, и она отыгрывалась на его пассиях. В отличие от других возлюбленных верховного бога, Ганимеду повезло - он сам был одарен сверх меры, став бессмертным. Он остался подле Зевса, был любим, обласкан, наслаждался жизнью в райском месте. Еще и отец получил великолепные дары.

Источники мифа о Ганимеде

Самый известный литературный источник, который повествует о Ганимеде - "Илиада". Это творение Гомера. Есть другие источники мифов о Ганимеде, и они разнятся в деталях. Например, один утверждает, что сам Зевс обернулся орлом и похитил мальчика. В более поздних вариантах мифа у Зевса была птица-служитель, которая носила стрелы-молнии Громовержца и исполняла другие деликатные поручения: похищала для хозяина любовниц, клевала печень Прометея.

Любой миф переживал трансформацию во времени. Он дополнялся, расширялся, менялась концовка. Развитием мифа о Ганимеде является то, что изначально в него влюбилась и похитила Эос У нее орел выкрал любовника для Зевса.

У мифа изначально, как у народного предания, не могло быть конкретного автора и жестко закрепленного литературного источника. В разное время на территории Древней Греции были и разрозненные города-государства с разными верховными богами и своими мифами, и централизованная власть, особенно, после оккупации полуострова римлянами, которые и привнесли свое в легенды. Так пришла идея о допустимости мужеложства, и Ганимед из виночерпия превратился в любовника Зевса.

Кстати, должность прекрасного мальчика трактовалась по-разному. Некоторые античные авторы допускали, что на Олимпе Зевс употреблял вино - плод виноградной лозы. Кто-то считал это кощунством, утверждая, что только нектар и амброзия - пища, достойная богов. А вино - удел смертных.

Историю Ганимеда упоминал Еврипид. Драматургия золотого века древнегреческого искусства впитала, переосмыслила, сохранила и трансформировала множество мифологических сюжетов. И по мере развития театрального искусства, особенно трагедии, несмотря на сверхъестественную завязку и всесильных героев-богов или особо одаренных смертных, этические, социальные и моральные вопросы по-прежнему остро переживались. А главное, далеко не всегда приводили к счастливому финалу.

Ганимед в поэзии

Согласно поэту Вергилию и его поздней версии мифа в эпосе "Энеида", бог Ганимед сместил Гебу на почетном посту виночерпия на божественных пирах. Она была дочерью Геры, злой и ревнивой жены Зевса. Та, будучи богиней, не перестала быть женщиной и знала, как добиться своего от мужа. Она принялась пилить благоверного. Когда Зевсу прискучили беспрестанные жалобы Геры, он обернул Ганимеда (на фото), чем увековечил красоту любовника среди небесных светил.

Ганимед в искусстве

История Ганимеда вдохновляла многих художников и скульпторов. Античные ваятели посвящали ему статуи. Например, древнегреческий бог Ганимед (на фото ниже) работы скульптора Леохара. Статуя известна по римским копиям, носит название "Ватиканский Ганимед", там же и расположена.

В эпоху Возрождения похищение орлом (или обернувшимся им богом) Ганимеда неоднократно было сюжетом в живописи. Многие мастера хотели прославить свой гений, изобразив настолько прекрасного юношу, что за одну красоту ему были дарованы бессмертие и вечная юность.

У Рубенса есть две картины о похищении мальчика. Первая - очень динамичная, контрастная, драматичная: белое тело напуганного юноши на фоне черного орла, напористого и жесткого. На второй картине художник написал уже прибытие Ганимеда, как Геба передает ему золотую чашу для служения на пиру. История написана яркими красками, но гораздо более спокойная - это же Олимп, место благословенной жизни избранных.

Другой известный нидерландец Рембрандт написал историю реалистично, несмотря на мифологический сюжет. Страх маленького ребенка мастерски передан. А в совокупности с мрачными цветами полотна - это оказывает психологический эффект. История кажется реальной и трагичной.

Ганимед в астрономии

Римский бог Юпитер (аналог Зевса в греческой мифологии) был многоженцем, имел многочисленных любовниц. Характерно, что у планеты с его именем много спутников (на данный момент открыто почти 70). бога Ганимеда носит один из Компанию ему составляют еще три спутника - другие любовницы верховного сладострастного бога - Ио, Каллисто и Европа.

Картины, поэтические эпосы, скульптуры, даже далекие звезды состязаются между собой, но остаются лишь отражением красоты мифически прекрасного юноши - бога Ганимеда.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос .

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом - перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла ),

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа , либо на Иде . Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду , он живёт на Олимпе , делит ложе с Зевсом .

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей .

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

По истолкованию, был похищен царем Зевсом . Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война . По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны . По ещё одной версии, был похищен Миносом . Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде .

Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт) . Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей ). Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии . Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом . Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа , а также на щите Диониса .

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта , Торвальдсена и др.). Клуб «Ганимед» - так назывался клуб для дворецких и камердинеров в известных комических произведениях П. Г. Вудхауза про Дживса и Вустера .

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед , открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Ганимед"

Ссылки

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ганимед

Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.

Ганиме́д (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») — в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похи щенный из-за необыкновенной красоты бога ми и унесенный на Олимп, стал любимцем З евса и его виночерпием.

. Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера к ак сын царя Троса, похищенный Зевсом на О лимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обмен яли на несколько великолепных лошадей ил и, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На красно фигурном кратере конца 5 в. до н. э. с о дной стороныизображен бородатый Зевс со с кипетром, а на другой - прекрасный Ганим ед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовника м от мужчин. В поздней, более популяр ной версии легенды онбыл похищен орлом, п осланным Зевсом, или Зевсом в образе орл а, возжелавшим красивейшего изсмертных. Т аким образом Ганимед представлен на крас ивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпи и и вримских копиях греческих статуй. Ар истофан пародирует этот миф в своем "Мир е", где герой уносится нанебо на спине б ольшого навозного жука. Платон используе т его в "Федре", упоминая чувства Сократ а к своим ученикам.

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой