I Методологические основы изучения человека Как понять поведение. Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и Что будем делать с полученным материалом

I Методологические основы изучения человека Как понять поведение. Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и Что будем делать с полученным материалом

07.02.2024

1.1. Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.Дляреализации такогоподхода необходимо иметь общее представ­ление о предмете исследования. В различныхнаправленияхнауки ученые не-


однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к иссле­дованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-но­вому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания чело­века характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов иссле­дования человека. Современную науку все больше и больше интересуют пробле­мы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой дея­тельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens . В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности(особенности сложения тела),нейродинамические


Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)


Рис. 1.2. Структура понятия - «личность»(по Б. Г. Ананьеву)

свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некото­рые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социаль­ное существо (рис. 1.2). В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежу­точное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходи­мо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Чело­век всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его актив­ность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом мо­жет быть и сама деятельность человека.

16 Часть I. Введение в общую психологию


Рис. 1.3. Структура понятия «субъект деятельности»(по Б. Г. Ананьеву)


Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целена­правленного поведения и, как след­ствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъ­екта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматри­ваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек - один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4). Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изу­чающих человека и его деятельность.

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия:

  • индивид,
  • субъект деятельности,
  • личность,
  • индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

МОТИВАЦИЯ (НАПРАВЛЕННОСТЬ)

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность ». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности ». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек - один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4). Поэтому неудивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

1

Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека

Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – наука о душе (с древнегреческого).

В научном употреблении впервые термин психология появился в XVI веке. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются сущностные закономерные связи и механизмы. Объектом психологии является психика и мир психических явлений. (Константинов Виктор Вениаминович)

По учебнику: Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследование психических явлений.

Структура психических явлений:

Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.).

Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.).

Психические свойства (направленность, темперамент, способность, характер).

Наиболее популярным в отечественной психологии подходом к изучению человека является подход Б.Г.Ананьева. Борис Герасимович Ананьев разработал принципиально новый психологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить не только новые разделы в психологии, но и по новому взглянуть на самого человека. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.

Ананьев выделял в системе человекознания 4-е основных понятия:

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. (Биологическая сущность человека, в котором выделяются первичные и вторичные свойства: первичные свойства: возрастные, половые, индивидуально-типические характеристики, конституциональные (сложение тела), нейро-психо-физиологические, особенности ВНД, темпераментальные характеристики. Они определяют вторичные свойства, т.е. динамику психофизиологических функций, структуру органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств реализуется в темпераменте и задатках).

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (характеризует человека как социальное существо).

Субъект деятельности – среднее м/д индивидом и личностью – это понятие соединяет воедино целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Субъект – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность:

Индивид + субъект + личность = индивидуальность.

Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

(Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому одна из основных методологических концепций, используемых для изучения человека – концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства: любая система существует потому, что существует системообразующий фактор (- сам человек).)

*Методологические основы изучения человека

Основные понятия

Индивид - человек как представитель рода, имеющий природное и телесное бытие человека

Субъект деятельности - человека как субъект деятельности определяется с т.з. и при включении в конкретную деятельность, человек как носитель предметно-практических свойств (способности)

Личность - человек как представитель общества, включений в систему социального взаимодействия и действия, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей

Индивидуальность - человек как уникальное самобытная личность обладающая только ему присущей единичной своеобразией качествами и особенностями реализующие себя творческой деятельности (Ананиев: личность - вершина человеческих свойств характеристик) – глубина личностных проявлений.

Универсум - /Слободчиков, Иссаев/ высшая ступень духовного развития человека, человек как звено макрокосмо, человек осознающий свое место в мире.

Человек как индивид

1. свойство: Первичное

– нейрофизиологическое свойство

– функциональная ассиметрия мозга

– конституциональные особенности (физическое Я)

– признак пола или половой деморфизм

– возраст и фаза жизни

2. свойство: Вторичное

– динамика психофизиологических функций (изменения в процессе развития, наследование функциональных механизмов)

– структура органических потребновтей индивида

– потребность в безопасности

все эти свойства проявляются в задатках и темпераменте

Методы исследования: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.
2

Понятие о психике. Основные этапы развития психики

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.

Из этого определения следует:

1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.

2) – это способность активно отражать объективную реальность.

3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана - свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).

4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.

Основные функции психики :

Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:

1. Функция психического отражения объектов мира;

2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);

3. Регуляция поведения и деятельности.

Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Эволюция психики.

Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:

1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.

Идеалистическая точка зрения.

2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.

С большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.

3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.

4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)

В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:


  • А.Н.Леонтьев и К.Э.Фабри « Концепция развития психики» выделяют две стадии:
I – Стадия элементарной сенсорной психики – имеет 2 уровня: низший (простейшие) и высший (кольчатые черви).

II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).

В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.

Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.


  • К.К.Платонов – в основе – положение о том, что один уровень, форма психического отражения, отличается от другого образованием системного признака.
Эволюция психики, как форм психического отражения :

Формы психического отражения

Системный признак, который при этом образуется

Физическое отражение или

Физическая форма отражения

Биологическая
Этологическая - это системное качество живого организма, анатомическую основу его составляет нервная система.
Психическое отражение

Сознание


(Живое возникает из неживого)

раздражимость

(Живая клетка) нервизм
 Чувствительность - наличие ощущений и их деференциация, элементарные формы поведения, на основе условно-рефлекторных связей.
Субъективный образ объективного мира или окружающая действительность, анатомическую основу которой составляет УНС, поведение оперантное

Идеальный образ + появление 2 сигнальной системы по Павлову: это речь, слова, понятия.

*Развитие психики у животных проходит ряд этапов

1. Стадия элементарной чувствительности - поведение определяется врожденными инстинктами,

2. появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. III стадия - отражать межпредметные связи, в целом, способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач. Интеллектуальное поведение не выходит за рамки биологической потребности.

Психика человека - развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий.

Опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура: 3 крупные группы психических явлений, а именно:


  1. психические процессы- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции - обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека

  2. психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (внимание, ЭМ, настроение, вдохновение).

  3. психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

4) характер как систему отношений и способов поведения.
3

Психология как наука. Основные методы психологии

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:

Естественные (изучают природу),

Гуманитарные (изучают общество, культуру, историю),

Технические (связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда)

Человек – существо социальное => психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Любая наука вскрывает сущностные закономерные связи, исследования, необходимые повторяющиеся связи объективной действительности. Каждая наука имеет предмет исследования и объект исследования в связи со своим предназначением.

Предмет – это, что наука изучает, а объект – это на что она направлена, т.е. на какую область.

В современном понимании психология – это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – с древнегреческого – «наука о душе»

(psyche –«душа»; logos –«понятие», «учение»)

Первый термин для обозначения мира психических явлений ввел Гераклид – «психея».

Первый термин «психология» принадлежит Гоклениусу, первый трактат « Психология».

В начале 19 века термин «психология» входит в научный оборот, благодаря работам Христиана Вольфа 1832, 1834 гг.

Предметом психологии являются сущностные закономерные связи механизмы.

Объектом психологии является психика и мир психических явлений (объект психологии с точки зрения А.Г.Маклакова, Куликова и др. – человек, индивид, группа людей, животные, сообщество животных).

Методы психологии: исторически сложилась следующая систематика:

1. Метод интроспекции (самонаблюдение, саморефлексия) – это наблюдение, анализ своих собственных субъективных состояний, переживаний.

Идею этого метода приписывают Сократу: « Познай самого себя», в последующем как научный метод – исследование сознания – его научно обосновывает Р.Декарди.

Метод экспериментальной интроспекции осуществлялся в первых психологических лабораториях Вундта, Титченера, Г.Эбенгауса и др. Затем в силу субъективности метод интроспекции перестает удовлетворять ученых и идет поиск объективных методов, они широко используются в современных психологических школах и направлениях, такие как: наблюдение и эксперимент , с использованием специальной аппаратуры и в лабораторных условиях или без использования их.

Начали их использовать в естественных науках, а затем были перенесены на область психических явлений (Сеченов, Павлов, Бехтерев (опыты с козлами), представители бихевиоризма: Э Торндайк (крысы), Б.Скиннер).

2 . Метод герменевтики (или понимания)

Схватывание чужой души.

Психолог, занимающийся этим методом должен обладать эмпатией и интуицией.

Таким образом методы психологии можно разделить на субъективные :

Наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

Опрос: устный, письменный, свободный, стандартный.

Тест: тест-опросник, тест-задание.

И объективные методы:

Эксперимент и его разновидности (естественный, лабораторный).

Ряд тестовых заданий на выявление способностей, знаний, навыков, физиологических функций (тесты объективные, проективные).

Основными методами получения фактов в психологии являются: наблюдение, беседа (опрос), эксперимент.
*Структура современной психологии
1 классификация (3 блока):

1. Учение о предмете и методах и теория психологического познания (экспериментальная психология).

2. Учение о психических процессах (общая психология)

3. Учения о личности (прикладная психология)

Классификация методов

1. Ананиев Б.Г. выделяет 4 основные группы методов:
--- 1 гр. Методы проведения психологического исследования (ответ на вопрос как можно построить психологическое исследование)

1 метод. Организационный

– требования к составу рабочей группы

– порядку информирования испытуемых при проведении исследования

– особенности организации внешней среды
2 метод. Лонгитюдиональные

характеристика длительности психологического исследования (процесс длительного психологического исследования можно дифференцировать на лонгитюдные - длительные и срезовые - диагностика характеристик осуществляется единовременно)

3 метод Комплексный (сразу несколько групп методов)
--- 2 гр. Эмпирические методы

1 метод Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) в форме фронтального наблюдения, свободной форме

цель: Выявить ключевые закономерности

2 метод Экспериментальные

Виды экспериментов:

– Лабораторный эксперимент (искусственные ситуации в лабораторных условиях)

– Естественный эксперимент (изменение параметра в естественных условиях)

– Формирующий эксперимент (психолого-педагоический – научение, развитие, ыормирования)
3 метод Психодиагностические (тестовые исследования)

Стандартизированные (перечень вопросов, заданий - ключ для анализа)

Проективные методики (качественный анализ)

Опросники, анкеты-аопрос (статистический анализ)

Социометрия (метод социометрических исследований)

– Неограниченные

– Заранее ограниченные выбором

Интервью (вопрос-ответ)

Метод Бесед (равноправие и участие)
4 метод Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности

Метод хронометражных измерений (объективный критерий оценки)

Метод Профессиональных описаний

– Психографические исследования (выявление требованиий к человеку - психограмма)

– Профессиографические исследования (личночтно-деятельностное описание + психограмма)

Метод Контент-анализ (анализ письменных и словесно-логических явлений)
5 метод Биографические методы (биография человека)

Анализ дневниковых записей

Анализ результатов деятельности человека

В форме анкетирования (авт. Головик)
--- 3 гр. Приемы обработка данных

1 метод Количественно и качественный анализ

2 метод Прием группировки (объединения)

3 метод Классификация

4 метод Интрепретационный метод (принцыпы объяснения психологии) генетический и/или структурный методы общедисциплинарных исследований

Метод типологии (идентификация метода исследования существующей классификации)

Психология профессии (особенности на направление практической деятельности)

2. Классификация П. Пирьова
--- 1 гр. Методы наблюдения

1 метод Объективное наблюдение

Непосредственное

Опосредованное

– при помощи анкет

– при помощи опросников

2 метод Самонаблюдение

Интраспекция (отчет)

Опосредованное самонаблюдение

– дневники

– письма
--- 2 гр. Экспериментальная

1 метод Лабораторный

Классический (среда, деятельность)

Тестовый

2 метод Естественный (по рез. анализа)

Игровой деятельностью

Учебной

Трудовой

3 метод Психолого-педагогические эксперименты

Констатирующие (срезовая диагностика)

Формирующие
--- 3 гр. Метод моделирования психологии

1 метод Математическое моделирование

2 метод Физическое моделирование

3 метод Схематическое моделирование (до начала исследования ключевые понятия)

4 метод Кибернетическое моделирование (оценка по объективным критериям)
--- 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных псих. данных) - практические рекомендации, прогноз развития ситуаций по 2-м направлениям:

а) как будет развиваться ситуация сама по себе

б) как может развиваться ситуация при вмешательстве психологов
--- 5 гр. Вспомогательные методы

1 метод Математической статистики

2 метод Экспериментальных оценок

3 метод Анализа продуктов деятельности
--- 6 гр. Специальные методы

1 метод Генетический метод (наследственность)

2 метод Филогенетические метод (в исторической перспективе)

3 метод Биографический (особенности индивидуального развития)

4 метод Сравнительный (причинная обусловленность)

5 метод Патопсихологический (отклонения, неблагоприятного развития)

Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое ʼʼдушаʼʼ и какова ее природа? Эти и другие вопросы всœегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, должна быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций. Для реализации такого подхода крайне важно иметь общее представ­ление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь крайне важно подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к иссле­дованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-но­вому взглянуть на самого человека. Говоря об базовых особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всœей науки в целом. При этом для научного познания чело­века характерны как всœе возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединœению различных наук и методов иссле­дования человека. Современную науку всœе больше и больше интересуют пробле­мы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой дея­тельности осуществляется комплексно, с учетом всœех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре базовых понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие ʼʼиндивидʼʼ имеет несколько толкований. Прежде всœего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. При этом и в данном случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определœенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всœем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определœенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определœен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в т.ч. кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические

14 ‣‣‣ Часть I. Введение в общую психологию

Рис. 1.1. Структура понятия ʼʼиндивидʼʼ (по Б. Г. Ананьеву)

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ‣‣‣ 1 5

свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всœех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - ʼʼличностьʼʼ. Данное понятие, как и понятие ʼʼиндивидʼʼ, имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью принято понимать индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некото­рые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но всœе они схо­дятся в одном: понятие ʼʼличностью характеризует человека как социаль­ное существо (рис. 1.2). В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Рис. 1.2. Структура понятия - ʼʼличностьʼʼ (по Б. Г. Ананьеву)

Следующее понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выделял Ананьев при изучении человека, - ʼʼсубъект деятельностиʼʼ. Это понятие по своему содержанию занимает промежу­точное положение между понятиями ʼʼиндивидʼʼ и ʼʼличностьʼʼ. Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. В случае если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходи­мо уяснить смысл понятия ʼʼсубъектʼʼ как философской категории. Чаще всœего это понятие употребляется совместно с понятием ʼʼобъектʼʼ. Объект и субъект всœегда находятся в определœенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Чело­век всœегда окружен определœенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. Учитывая зависимость оттого, на что или на кого обращена его актив­ность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом мо­жет быть и сама деятельность человека.

16 ‣‣‣ Часть I. Введение в общую психологию

Рис. 1.3. Структура понятия ʼʼсубъект деятельностиʼʼ (по Б. Г. Ананьеву)

Главной чертой человека как субъекта͵ отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целœена­правленного поведения и, как след­ствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является другой чертой человека как субъ­екта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, субъект - это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматри­ваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек - это биосоциальное существо, наделœенное сознанием и способностью к деятельности. Объединœение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.
Размещено на реф.рф
Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод о том, что человек - один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4). По этой причине не удивительно, что существует значительное число наук, изу­чающих человека и его деятельность.

Методологические основы изучения человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методологические основы изучения человека" 2017, 2018.

1.1 Методологические основы изучения психологии человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения. Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами.

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования - См.: Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. С.36. . Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека - См.: Маклаков А. Г. Общая психология. -- СПб.: Питер, 2001. С.15. . Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Предметом исследования психологии являются душевные процессы, или переживания. Первое необходимое условие успешного решения стоящих перед психологией задач заключается в том, чтобы по возможности полнее и адекватнее учитывать весь материал, касающийся предмета исследования. В связи с этим перед нами встает новый вопрос -- как, каким путем добывает психология материал для своего исследования, каковы ее методы.

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований -- это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это -- методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук - См.: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. С.17. .

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики - См.: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. -- 3-е изд. -- СПб.: Питер, 2004. С.20. .

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера--Вебера, Вебера--Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование - См.: Немов Р.С. Указ.соч. С.18. .

Несомненно, метод, используемый той или иной наукой, зависит от особенностей предмета изучения. Как мы знаем, предметом психологии являются психические феномены, или переживания. Однако, каждый отдельный факт переживания именно в силу того, что оно -- переживание, изначально известен субъекту, то есть он существует не только объективно -- как факт, но и субъект знает о его существовании - См.: Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. -- М.: Смысл, 2004. С.33. . Проще говоря, переживание не только факт, но, вместе с тем, это, непременно, и факт сознания. Отсюда заведомо предполагается существование первичного, данного в готовом виде факта знания о наличии психических феноменов. Это и есть основной источник, дающий нам сведения о психическом. Обычно его называют внутренним чувством, внутренним восприятием, или восприятием переживаний, чтобы отличить его от внешнего чувства, внешнего восприятия, то есть того, что считается источником постижения внешнего опыта, или физических феноменов.

При познании психики человека сталкиваются две парадигмы: естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать психику естественнонаучными средствами, расчленить ее на составные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие явления. При таком подходе психология становится наукой лишенной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер, приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных явлений к элементарным процессам и состояниям.

Познание психики на основе второй парадигмы требует целостного понимания духовного мира человека, непосредственного его восприятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описательный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изучение поведения и продуктов деятельности человека.

В результате столкновения в научном исследовании этих двух парадигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной стороны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект своего исследования. Если же он ограничивается описанием духовного мира человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в ненаучном объяснении психических явлений.

Кроме того трудность в изучении психики человека заключается также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы их проявления. Поэтому познание духовного субъективного мира человека возможно только на основе применения самых разнообразных методов как объяснительной, так и описательной психологии - См.: Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. С.37. .

Таким образом, человек -- это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства. В соответствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. В системе наук, изучающих человека, таким фактором является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития.

Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования -- принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития. При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития: а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе; в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

Делись добром;)

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой