Сложение с 1. Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток. Закрепление изученного материала

Сложение с 1. Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток. Закрепление изученного материала

22.01.2024

Цель: в ходе практической работы и наблюдений развить умение прибавлять и вычитать число 1.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида +1, – 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

1. Организационный момент.

Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

2. Актуализация знаний.

1) Логическая разминка.

Сколько на рисунке (Рисунок 1) треугольников? (3.)

Рисунок 1

Решите задачи:

  • Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик.)
  • Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Оля. Кто всех аккуратнее? (Ира.)

2) Индивидуальная работа.

(У доски работают три ученика.)

2 5 2 + 1 3 6 5
6 9 6 – 1 6 4 1

Вопросы остальным учащимся:

Сосчитайте от 2 до 7, от 8 до 4.

Назовите:

  • соседей чисел 5, 8;
  • число, которое на 1 больше, чем 3;
  • число, которое на 2 меньше, чем 8;
  • соседей числа 7;
  • число, которое стоит между числами 4 и 6.

3) Устный счет.

Игра «Кто быстрее».
На доске два перемешанных магнитных набора чисел от 1 до 10. По команде первая колонка расставляет числа в порядке возрастания, а вторая – в порядке убывания.

Игра «Молчанка».
Учитель молча показывает пропуск, учащиеся – карточку с цифрой или знаком.

3 + = 4 2 – = 1
4 – = 3 2 2 = 4
1 3 = 4 3 1 = 2

3. Самоопределение к деятельности.

Игра «Где мое место?»
К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски.

Правильно ли построились ребята?

Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.)

Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.)

К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик, с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.)

По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.

Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)

Вывод повторяют несколько учеников друг за другом.

Сколько было учеников? (10.)

Сколько учеников село на место? (1.)

Сколько учеников осталось? (9.)

Как это записать? (10 – 1 = 9.)

Аналогично рассматриваются случаи 9 – 1,8 – 1,7 – 1 и т.д.

Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)

Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.

Прочитайте в учебнике предложение, котором говориться о том, как прибавить число 1.

Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа… (надо назвать предыдущее число.))

Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)

Сколько всего лягушат? (10.)

Сколько лягушат уже в воде? (1.)

В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)

Как это записать? (1 + 1 = 2.)

Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)

Сколько лягушат прыгнуло? (1.)

Сколько осталось? (9.)

Как это записать? (10 1=9.)

Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

5. Физкультурная минутка.

Утором бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

6. Закрепление изученного материала.

1) Работа с электронным приложением к учебнику «Математика» М.И. Моро.

Тема «Числа от 1 до 10». Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 1.

2) Практическая работа.

Раздать детям карточки с числами от 0 до 10, они строят числовой ряд.

2 + 1 – с какого деления начнете движение? В каком направлении пойдете? Сколько шагов сделаете? Возле какого числа вы остановились? Какой ответ в примере?

3) Работа по учебнику №2 (с.81).

Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражения и объясните, что они означают.

Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино.

4) Работа в тетради с печатной основой (с.29).

Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)

Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)

Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)

Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.

Прочитайте следующее задание. Вычислите.

Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)

Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)

Чем интересен первый столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)

7. Рефлексия.

«Проверь себя» (учебник, с. 81). Работа в парах.

8. Подведение итогов урока.

Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

На данном уроке вы вспомните, как складывать и вычитать числа с переходом через десяток. Решая интересные задания, вы повторите алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. У вас будет возможность попрактиковать изученный ранее материал вместе с веселыми пчелками.

Тема: Повторение

Урок: Вычитание и сложение чисел с переходом через десяток

Посмотрите на числовой ряд. (рис. 1)

Рис. 1

Как связаны пары чисел между собой? В сумме они дают 10.

Запомните эти пары. (рис. 2)

Рис. 2

Это свойство чисел нам пригодится при решении задач.

Выполним сложение по частям, для этого разбиваем второе слагаемое 6 на две части так, чтобы первая часть дополняла число 9 до десяти. (рис. 3)

Рис. 3

Первая часть - число 1, вторая часть - все что осталось - 5. (рис. 4)

Рис. 4

Значит, 9 + 6 = 15.

1. Читаю пример

Первое слагаемое …

Второе слагаемое …

2. Нахожу число, которое дополнит первое слагаемое до 10. Это число …

3. Разбиваю второе слагаемое на 2 части … и …

4. Дополняю первое слагаемое до 10 и прибавляю оставшиеся единицы. 10 + …

5. Читаю ответ …

Потренируемся в счёте.

Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар. (рис. 5)

Рис. 5

Решение представлено на рисунке. (рис. 6)

Рис. 6

Если у вас возникли затруднения, повторите состав чисел, это вам обязательно поможет.

А теперь рассмотрим пример на вычитание.

Находим количество единиц в уменьшаемом - число 11 состоит из 1 десятка и 1 единицы. Разбиваем вычитаемое 6 на две части: первая равна количеству единиц уменьшаемого - 1, вторая - оставшихся единиц - 5. (рис. 7)

Рис. 8

Значит, 11 - 6 = 5

1. Читаю пример

Уменьшаемое …

Вычитаемое …

2. В разряде единиц уменьшаемого число …

3. Разбиваю вычитаемое на две части … и …

4. Вычитаю первую часть …, получаю 10, вычитаю из 10 вторую часть …

5. Читаю ответ.

Закрепим новое знание.

У нас три кошки: рыжая, белая и чёрная. (рис. 9)

Рис. 9

У них родились котята. Хотите узнать сколько? Тогда правильно решите примеры и назовите цвет кошки, у которой больше всего котят. (рис. 10)

Рис. 10

Следовательно, больше всех котят у рыжей кошки.

На данном уроке вы вспомнили алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток. Вы закрепили изученный ранее материал, решая веселые задачи, что поможет вам в дальнейшем изучении математики.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
  1. Пособия для начальной школы ().
  2. Социальная сеть работников образования ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

1. Вспомните алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.

2. Решите примеры и узнайте, с какого цветка пчёлки соберут сладкий нектар.

3. Решите примеры:

Сложение и вычитание. Табличное сложение — Математика 1 класс (Моро)

Краткое описание:

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Такие имена имеют числа при сложении и вычитании. На уроках математики в первом классе вы уже научились складывать и вычитать числа первого десятка. Просто замечательно, если вы не просто владеете приемами устного сложения и вычитания чисел от одного до десяти, но и можете по памяти решить любой пример в пределах десяти. Наверняка, вы хорошо знаете состав чисел первого десятка. Эти знания просто необходимы при изучении темы «Сложение и вычитание. Табличное сложение». В этой теме вы будете учиться выполнять сложение и вычитание чисел второго десятка. Вы должны будете овладеть разными способами нахождения суммы и разности данных чисел. Складывать числа можно по частям, дополняя первое слагаемое до десяти, а затем, прибавляя оставшуюся часть второго слагаемого, поэтому такое прием называется сложением с переходом через десяток. Цель данной темы – не только овладеть данным приемом, но и постепенно запомнить ответы примеров, таблицу сложения, а затем довести решение данных примеров до автоматизма. Можно, конечно же, и не заучивать таблицу сложения, а постоянно пользоваться устным приемом сложения с переходом через десяток. В этом случае вы будете правильно решать примеры, но не сможете делать это быстро.

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой