Почему представленные события вы считаете политическими. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Военная операция в Сирии

Почему представленные события вы считаете политическими. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Военная операция в Сирии

27.12.2023

Год назад мы слушали новогодний бой курантов с ощущением, что живем в совершенно новой стране, однако 2015-й по насыщенности даст фору даже бурному 2014-му. После осенних терактов, начала операции в Сирии, кризиса в отношениях с Турцией российская новостная повестка сливается с глобальной геополитической. А события начала года на этом фоне кажутся случившимися давным-давно. «Лента.ру» вспоминает важные вехи уходящего года.

Минские соглашения 12 февраля

Бурная осень 2015-го несколько заслонила события начала года, но не будем забывать, что переговоры в Минске стали одним из самых масштабных дипломатических «слетов» за последние годы. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд перед Минском посетили Киев и Москву, а глава немецкого государства - еще и Вашингтон, для консультаций с президентом США Бараком Обамой. Лидеры «нормандской четверки» - президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, Меркель и Олланд - непрерывно совещались в минском Дворце независимости в течение 16 часов.

К концу года можно констатировать, что выработанное с таким трудом соглашение де-факто не работает. Режим прекращения огня постоянно нарушается с обеих сторон, обмен пленными на основе принципа «всех на всех» так и не проведен, а местные выборы на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР отодвинуты на февраль 2016 года.

Убийство Бориса Немцова

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Политических лидеров такого уровня в России не убивали, пожалуй, вообще никогда. Бывший вице-премьер в правительстве Сергея Кириенко, один из самых медийных персонажей оппозиционного лагеря, вызывавший симпатию не только соратников, но и противников, был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Убийцы до сих пор не установлены. После этой трагедии оппозиционный марш «Весна», запланированный на 1 марта, превратился в марш памяти Немцова - самое массовое в минувшем году «уличное» мероприятие в Москве.

Невосполнимая потеря для РПР-ПАРНАС: Немцов был самым известным среди сопредседателей партии, именно благодаря ему парнасовцы прошли в 2013 году в Ярославскую областную думу, и именно депутатский мандат Немцова обеспечит партии право выдвигать кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Так что на парламентских выборах-2016 оппозиции без харизмы и популярности Немцова придется туго.

Перенос выборов в Госдуму

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

«Час икс» для российского политического истеблишмента в одночасье сместился с декабря 2016 года на 18 сентября. Идею предложила в мае ЛДПР, после непродолжительных межфракционных консультаций она была оформлена в виде законопроекта, внесена в Госдуму и принята большинством голосов. Дольше всего уговаривали КПРФ, но так и не уговорили: лидер компартии Геннадий Зюганов был согласен на компромиссный вариант - октябрь-ноябрь, с тем чтобы агитационный период и дебаты приходились на осень, а не на период отпусков и «бархатный сезон». В конце концов законопроект приняли без участия коммунистов, которые, в свою очередь, пожаловались на него в Конституционный суд, но безуспешно.

Федеральных выборов в сентябре в России до сих пор не было, поэтому какой эффект окажет перенос даты на расклад сил в новом парламенте - никто не знает. Совсем недавно считалось, что оппозиция может недобрать голосов: электорат коммунистов уедет на дачи копать картошку, электорат либералов еще не вернется с заграничных морей. Однако после запрета на полеты в Египет и Турцию версия с морями трещит по швам.

Сыроцид от Минсельхоза

Фото: Управление Россельхознадзора по Белгородской области / РИА Новости

Зрелище, достойное пера сюрреалиста: под бульдозеры полетели деликатесные «санкционные» сыры, помидоры, персики и даже гуси - все те продукты, которые с августа 2014 года запрещено ввозить в Россию и которые тем не менее тонким ручейком продолжали течь через границу в холодильники доморощенных гурманов.

Грандиозная утилизация началась 6 августа, ее предложил глава Минсельхоза Александр Ткачев, а соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Давка сыров не раз вызывала протесты политиков и общественников, уж слишком гротескно выглядит уничтожение продуктов в России.

Победа КПРФ на выборах губернатора Иркутской области

Коммунист Сергей Левченко, уже претендовавший на пост главы региона в 1997-м и 2001 годах, минувшей осенью разбил шаблон «управляемости выборов». Мало того что 13 сентября он вышел с единороссом вице-губернатором Иркутской области во второй тур, чего в России ни разу не случалось с момента восстановления выборов глав регионов в 2012 году, - Левченко еще и выиграл этот второй тур, набрав 56,4 процента голосов избирателей. После этого про заранее предрешенные результаты выборов говорить стало как-то даже неудобно.

Военная операция в Сирии

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ

О том, что Россия будет разыгрывать сирийскую карту, шептались давно, но окончательное решение было принято только 30 сентября: в этот день Совет Федерации официально одобрил начало операции. Сомнений в важности этого события быть не может: по данным ФОМ, 23 процента россиян считают войну в Сирии и бомбардировки баз террористов организации «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России решением суда) главным событием 2015 года не только в общероссийском, но и в мировом масштабе.

А вот как эта военная операция отразится на российской внутренней политике, судить пока трудно. Ждут ли президента Путина новые лавры главного борца с терроризмом? Заявка на это была сделана еще во время выступления на Генассамблее ООН, когда Путин призывал сформировать глобальную антитеррористическую коалицию. Ответы на эти вопросы мы получим уже в новом году.

Теракт на борту А321

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Следовавший из Египта в Санкт-Петербург самолет компании «Когалымавиа» упал на Синайском полуострове на севере Египта 31 октября. На его борту находились семь членов экипажа и 217 пассажиров, в том числе маленькие дети. Самому младшему пассажиру, Дарине Громовой, было всего десять месяцев. В первые дни после трагедии высказывалось огромное количество версий произошедшего, однако подтвердилась самая страшная - теракт. Сейчас уже известно, что самолет был взорван бомбой небольшой мощности, которую террористы заложили под одно из кресел в конце салона по правому борту. Египет к концу декабря стал отрицать версию о теракте, однако было уже поздно: полеты в страну с 6 ноября приостановлены, российские туристы из региона оперативно вывезены, а традиционно популярные среди россиян курорты опустели.

Прощайте, курорты!

Катастрофа российского бомбардировщика Су-24 на границе Сирии повлекла за собой целую цепь событий: отношения с Турцией моментально испортились, были введены санкции, в том числе продуктовое эмбарго, закрыты российско-турецкие культурные центры. Но самым, пожалуй, серьезным для внутренней российской жизни станет остановка туристических поездок в Турцию. Недорогие курортные туры по системе «все включено» в страну с хорошим сервисом и гарантированно теплым климатом стали за последние десять лет обязательным элементом «потребительской корзины» среднего класса. И самыми хитовыми направлениями были как раз Турция и Египет. Теперь их больше не будет, и далеко не все россияне смогут их заменить турами в стремительно дорожающую по мере проседания курса рубля Европу.

Энергоблокада Крыма

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Попытка продуктовой блокады полуострова, предпринятая осенью крымско-татарскими националистами, оказалась детскими игрушками по сравнению с попыткой вырубить в Крыму свет. Полуостров остался без электричества в ночь на 22 ноября в результате подрыва опор ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась с Украины. До этого, в ночь на 20 ноября, таким же образом были разрушены опоры двух других ЛЭП. Ответственность за подрывы никто на себя не взял, однако подходы к разрушенным конструкциям были блокированы представителями запрещенного в России «Правого сектора» и непризнанного меджлиса крымско-татарского народа.

Оказалось, что энергоблокада - это серьезное оружие зимой даже в таком мягком, почти средиземноморском климате, как крымский. Однако российские власти отреагировали почти молниеносно: уже 2 декабря на полуострове был запущен энергомост, первая нитка которого начала поставлять электроэнергию из Краснодарского края. А в ночь на 8 декабря были восстановлены поставки энергии с Украины через Херсонскую область. Тем не менее кадры живущего при свечах Крыма останутся одними из самых ярких в уходящем году.

Возвращение «фактора Ходорковского»

Фото: imago stock&people / Global Look

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, освобождаясь два года назад из колонии после помилования президентом Путиным, обещал политикой не заниматься. Однако не удержался. 9 декабря на пресс-конференции бывший олигарх заявил, что после смерти матери (Марина Филипповна скончалась в августе 2014 года) не считает себя связанным «аполитичными» обязательствами. До этого Ходорковский уже предлагал себя в качестве «президента переходного периода». Спустя некоторое время против него возбудили дело по подозрению в причастности к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 году.

Это не единственное в прошедшем году упоминание «фактора Ходорковского» в российской политике. Еще в 2014 году по искам бывших акционеров ЮКОСа были вынесены решения о компенсациях, которые должна выплатить Россия: 1,86 миллиарда евро по решению ЕСПЧ и неслыханная сумма в 50 миллиардов долларов по решению Гаагского арбитража.

В июне судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии российского госимущества для выплаты этих компенсаций. Аресты удалось снять, но осадок остался. В России на всякий случай приняли в связи с этим закон, согласно которому решения международных судов можно не выполнять, если они противоречат Конституции.

Самое яркое и запоминающееся событие, которое я запомнила и которое вошло в историю это референдум, который прошел в Крыму. Очень сильно обрадовали результаты этого референдума. Я помню этот день, 16 марта 2014 года. Я и все мои родные поспешили на участки, чтобы проголосовать за вхождение Крыма в состав Российской Федерации. На улицах шли улыбающиеся люди, особенно радовались бабушки и дедушки. Для них это был праздник, они шли на избирательные участки с цветами. 18 мая все люди собрались на центральных площадях городов для того, чтоб услышать результаты этого референдума. Все искренне верили, что результаты будут положительные. Она так и получилось. Люди были счастливы. Они говорили, что вернулись на Родину. В тоже время в воздухе был и страх. Страх того, что будет война, так как власти Украины могут не принять результат. Но не смотря на все это, был праздник для людей.

Политические события последнего времени, которые огорчили

  • события на майдане в Киеве 2013-2014 годов;
  • события в Одессе 2014 года;
  • война на Донбассе.

К политическим событиям, которые огорчи, очень сильно, я хотела бы отнести события которые предшествовали Крымской весне, а именно, референдуму в Крыму 2014 года. А именно это ужас, который происходил на майдане в Киеве. Как там издевались над "Беркутом", а там были молодые ребята. Они каждый день молились, чтобы выжить. Также это ужас, который произошел в Одессе. Чтобы описать это, просто нет слов. Это не человеческий поступок, когда сожгли людей живьем в доме профсоюзов. Это ужасно, когда мы слышали или видели это в новостях слезы лились. Их не возможно было сдержать. Еще одно ужасное событие это военные действия на Донбассе. Множество знакомых людей, которые проживали на той территории бежали в Крым. А общаясь со знакомыми, которые там живут, мы переживали за них, молились, чтобы с ними ничего не случилось. Еще одно жуткое событие - это нападения на автобусы с людьми, которые выступали против майдана. В этих автобусах были наши знакомые, соседи. И когда мы слушали от них что там происходило, то просто не могли подобрать слов, чтоб что-то сказать. Радует только то, что это закончилось.

Домашнее задание № 5 1) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос. Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Можно заниматься "политикой" - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно также, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на "политическом собрании", произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни"... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой". М.Вебер. "Политика как призвание и профессия" Используя содержание текста, заполните таблицу Типы политиковХарактеристикаПример123 2) Как вы понимаете выражение "жить политикой"? 3) Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения: 1) "Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства"; 2) "Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями". Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента. СуждениеАргументы "за"Аргументы "против"12Какое суждение наиболее близко вам? Почему? Дополнительное задание (на выбор!): 4) Сделать сообщение о политических событиях текущей недели и ответить на следующие вопросы: почему представленные события вы считаете политическими? Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали? 5) Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему?

ЗАЧЕТ №1

Темы зачета

Всемирная история ХХ века.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по всемирной истории ХХ века.

Конкретизация и усвоение знаний по всемирной истории XX века.

Даты основных событий;

Результаты и итоги событий;

Системы ценностей;

Дискуссировать;

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Используемый учебник

1. Научно-технический прогресс. Основные направления.

  • Истоки ускорения развития науки и революция в естествознании.
  • Технический прогресс и новые этапы индустриального развития.

2. Мир на рубеже XIX -ХХ вв.

  • Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.
  • Обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
  • Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Державное соперничество и Первая мировая война.

3. Теория и практика общественного развития.

  • Марксизм, ревизионизм и социал-демократия.
  • Социальные отношения и рабочее движение.
  • Реформы и революции в общественно-политическом развитии 1900-1945 гг.

4. Политическое развитие индустриальных стран.

· Эволюция либеральной демократии.

· Тоталитаризм как феномен ХХ в.

· Фашизм в Италии и Германии.

· Советская модель тоталитаризма.

Загладин Н.В. Всемирная история ХХ в.

Параграфы 1-49.

5. Мировое развитие и международные отношения 1900-1945 гг.

  • Проблемы войны и мира в 1920е гг. Милитаризм и пацифизм.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения в 1920х гг.
  • На путях ко Второй мировой войне.
  • От европейской к Мировой войне: 1939-1941 гг.
  • Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны.

6. Духовная жизнь и развитие мировой культуры.

  • Тенденции духовной жизни.
  • Изобразительное искусство и архитектура.
  • Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.

7. Технологии новой эпохи.

  • Информационное общество: основные черты.
  • Транснационализация мировой экономики и ее последствия.

8. Социальные процессы в информационном обществе.

  • Наемные работники: служащие и средний класс.
  • Новые маргинальные слои.
  • Буржуазия: современный облик.

9. Этносоциальные проблемы в современном мире.

  • Модернизация, миграция населения и этносоциальные отношения.
  • Этносоциальные проблемы и опыт их решения.

10. Международные отношения после Второй мировой войны.

  • Начало Холодной войны и становление двухполюсного мира.
  • Холодная война: от Берлинского до Карибского кризиса.
  • Период «партнерства и соперничества».

11. Евро-атлантическая цивилизация - от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции.

  • Общество всеобщего благоденствия: основные параметры.
  • Кризис модели развития: 1970е гг.
  • Неоконсервативная революция 1980х гг. и ее итоги.
  • Социал-демократия и неолиберализм в 1990е гг.
  • Интеграция развитых стран и ее последствия.

12. СССР и страны Восточной Европы после Второй мировой войны.

  • Восточная Европа во второй половине ХХ в.
  • Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР.
  • СССР и Восточная Европа: опыт демократической революции.
  • Российская Федерация: поиск пути развития.

13. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.

  • Освобождение и проблемы развития.
  • Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.
  • Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.

14. Духовная жизнь после Второй мировой войны.

  • Наука, идеология и массовая культура.
  • Тенденция развития искусства и художественной литературы.

15. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

  • Военная и экологическая угрозы человечеству.
  • Устойчивое безопасное развитие: достижение и проблемы.
  • Международная безопасность: Россия и политические вызовы современности.

ИСТОРИЯ, 11 класс.

ЗАЧЕТ № 1

1. Что такое научно-технический прогресс? Какие направления НТП были в начале ХХ в.?

2. Что такое модернизация? По каким признакам различают страны первого и второго эшелонов модернизации?

3. Объясните причины обострения неравномерности развития стран мира. Назовите основные группы противоречий мирового развития в начале ХХ века.

4. Какие изменения принес колониализм (позитивные или негативные) странам Азии и Африки?

5. Назовите районы мира, где происходило обострение противоречий между странами.

6. Почему Россия оказалась в одном блоке со странами демократии?

7. Кого из полководцев Первой мировой войны вы можете перечислить? Как вы оцениваете их роль в войне?

8. Почему теория К. Маркса нашла широкое распространение в мире в начале ХХ в.

9. Какую роль сыграла ленинская теория империализма в международном рабочем движении?

10. Назовите имена наиболее известных вам революционных деятелей мира, и определите свое отношение к ним; оцените значение их деятельности.

11. Приведите примеры политических режимов индустриальных стран в первые десятилетия ХХ века.

12. Какова сущность тоталитарных режимов? Какова идеология тоталитаризма?

13. Почему родиной фашизма является Италия? Что общего и различного в идеологии фашизма Италии и Германии?

14. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему.

15. С какой целью была создана Лига Наций?

16. Каковы причины Второй мировой войны?

17. Почему был заключен Советско-германский пакт о ненападении?

18. Как складывалась антигитлеровская коалиция?

19. Каковы итоги Второй мировой войны?

20. Когда и с какой целью создана ООН?

21. Дайте определение понятию «информационное общество». Почему его называют постиндустриальным?

22. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов роста ТНК и ТНБ в информационном обществе?

23. Каковы причины изменения характера взаимоотношений между развитыми государствами в информационную эру?

24. Какие причины порождают этнические конфликты в постиндустриальном обществе? Назовите очаги межэтнических конфликтов в современном мире.

25. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны? Назовите причины Холодной войны.

26. Какими факторами определяется отношение к плану Маршалла в странах Западной и Восточной Европы? Как они сказались на развитии Европы и мира?

27. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям; значение разрядки в Европе.

28. Объясните смысл концепции «нового политического мышления». Каково ее значение в преодолении противостояния СССР - США?

29. Когда и каким образом завершилась Холодная война?

30. Какие страны входят в НАТО? Почему их союз называют Евро-атлантической цивилизации?

31. Что такое социально-ориентированная рыночная экономика? Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

32. В чем особенности неоконсерватизма, неолиберализма, радикализма?

33. Какие социал-демократические партии вы знаете? Что такое социалистический интернационал?

34. Какие события показали неустойчивость политических режимов восточно-европейских государств в 40-80е гг.?

35. В чем причины и цели реформирования СССР сверху? В чем была суть концепции Перестройки?

36. Назовите причины распада СССР.

37. Когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости?

38. Каковы причины политической нестабильности стран Латинской Америки?

39. Какую из глобальных проблем человечества вы считаете самой важной? Каковы пути решения глобальных проблем?

40. Какова роль США, России и других государств мира в становлении системы нового миропорядка? Почему современное состояние мира называют новым мировым беспорядком?

ИСТОРИЯ, 11 класс

ЗАЧЕТ №2

Темы зачета

Российская империя накануне Первой мировой войны.

Россия в годы революций и гражданской войны.

Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

Советский Союз в годы Вов и первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

СССР в годы «коллективного руководства».

Перестройка и распад СССР.

Россия на рубеже ХХ - XXI вв.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по истории России ХХ века;

Конкретизация и усвоение знаний по истории России XX века.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Даты основных событий;

Термины и понятия значимых процессов и основных событий, их участников;

Результаты и итоги событий;

Важнейшие достижения культуры;

Системы ценностей;

Изученные виды исторических источников.

Сравнивать исторические явления и события;

Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

Дискуссировать;

Анализировать исторический источник;

Самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

Высказывать собственные суждения;

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  • Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
  • Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
  • Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
  • Культура России в конце XIX-начале ХХ вв.
  • 2. Россия в годы революции и гражданской войны.

    • Россия в Первой мировой войне: конец империи.
    • Февральская революция 1917 г.
    • Переход власти к партии большевиков.
    • Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма.

    Загладин Н.В., История России ХХ-начало ХI вв.

    11 класс. М.: Русское слово, 2008.

    Параграфы 1-49.

    3. Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

    • Новая экономическая политика.
    • Образование СССР и его международное признание.
    • Культура и искусство после октября 1917 г.
    • Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930е гг. Культурная революция.
    • Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии и политическая система СССР.
    • Культура и искусства СССР в предвоенные десятилетия.
    • Международные отношения и внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.

    4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

    • Начальный период ВОВ (июнь 1941-ноябрб 1942).
    • Коренной перелом в ВОВ.
    • Наступление Красной армии на заключительном этапе ВОВ.
    • Причины, цели и значение Великой победы.

    5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

    • Внешняя политика СССР и начало Холодной войны.
    • Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.
    • Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.
    • Изменения во внешней политике СССР.
    • Советское общество конца 1950-начала 1960 гг.
    • Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.

    6. СССР в годы «коллективного руководства».

    • Политика и экономика – от реформ к «застою».
    • СССР на международной арене в 1960-70е гг.
    • Формирование духовной оппозиции в СССР середины 60-середины 80-х гг.
    • Углубление кризисных явлений в СССР.
    • Наука, литература и искусство. Спорт 19960-1980е гг.

    7. Перестройка и распад СССР.

    • Политика перестройки в сфере экономики.
    • Развитие гласности и демократии в СССР.
    • Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
    • Кризис и распад советского общества.

    8. Россия на рубеже ХХ- XXI вв.

    • Курс реформ и политический кризис 1993 г.
    • Общественно-политические проблемы России во второй половине 90х гг.
    • Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.
    • Новый этап в развитии РФ.
    • Внешняя политика РФ.
    • Духовная жизнь России к началу ХХI века.

    ИСТОРИЯ, 11 класс

    ЗАЧЕТ № 2

    1. Каковы особенности территории и населения Российской империи в начале ХХ века?

    2. Каковы основные черты государственной политики России в области промышленности? Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.

    3. Назовите особенности развития аграрного сектора экономики. Какие проблемы деревни того времени вы знаете?

    4. Какие новые явления в рабочем движении появились в начале ХХ века?

    5. Каковы причины и итоги русско-японской войне 1903-1905 гг.?

    6. Каковы причины, этапы, итоги революции 1905-1907 гг.? Каково ее значение?

    7. Назовите политические партии России начала ХХ века.

    9. Охарактеризуйте место России в мире в начале ХХ века.

    10. Каковы этапы, итоги и значение Первой мировой войны?

    11. Каковы предпосылки и причины февральской революции 1917 г.?

    12. Каковы причины, цели и последствия «корниловского мятежа»?

    13. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?

    14. Какое значение имел роспуск Учредительного собрания?

    15. Назовите причины победы красных и поражения белых в гражданской войне?

    16. Каковы причины, противоречия, итоги и значение НЭПа?

    17. Каковы предпосылки образования СССР?

    18. Почему отношения СССР со странами Запада носили сложный характер? В чем это проявлялось?

    19. Какой вклад в развитие советской культуры внесли деятели искусства, науки и спорта 20-30х годов?

    20. Чем вызвана коллективизация сельского хозяйства и как она осуществлялась?

    21. Дайте оценку Мюнхенскому договору. Каковы его последствия?

    22. Укажите причины подписания СССР пакта Молотова - Риббентропа. Каково его значение?

    23. Охарактеризуйте план Барбаросса.

    24. Что такое антигитлеровская коалиция, и когда она возникла?

    25. Каково значение битвы под Москвой, Сталинградом и на Орлово -Курской дуге?

    26. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

    27. Каково значение Ялтинской конференции?

    28. Назовите важнейшие решения Потсдамской конференции. Сравните их с решениями Ялтинской конференции.

    29. Назовите важнейшие причины победы СССР в ВОв.

    30. Какова цена Великой победы?

    31. Какова роль великих советских полководцев в победе над фашизмом? Кого из великих полководцев вы знаете?

    32. Каковы причины Холодной войны. Можно ли было ее избежать?

    33. Почему советское руководство отрицательно относилось к плану Маршалла?

    34. В чем особенности массовых репрессий 40-50х гг. по сравнению с репрессиями 30х гг.?

    35. Какое значение имел ХХ съезд КПСС?

    36. Каковы успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева?

    37. Что такое «оттепель» в области духовной жизни?

    38. Каковы причины застоя в экономике страны в 70е гг.?

    39. Каково влияние событий 1968 г. в Чехословакии на политику советского руководства?

    40. Определите причины перехода к политике разрядки. В чем ее суть? Чем был вызван провал политики разрядки?

    41. Какое влияние на внешнее и внутреннее положение СССР оказали события в Афганистане?

    42. Чем объяснить рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-80е гг.?

    43. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке.

    44. Сравните политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева.

    45. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не принесло ожидаемого результата?

    46. Что общего у оттепели хрущевского времени и политики гласности М.С. Горбачева? Чем они отличаются?

    47. В чем состояли идеи демократической трансформации общества эпохи М.С. Горбачева?

    48. Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачевым КПСС и Советским государством?

    49. В чем состояли основные идеи нового политического мышления? Какие внешнеполитические события этого периода вы считаете наиболее значимыми?

    50. Каковы причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990х гг.?

    52. В чем состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990х гг.?

    53. В чем суть чеченской проблемы? Какие противоречия развития РФ она отражает?

    54. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 года? Какими были последствия дефолта 1998 года?

    55. Какое значение для новой России имело утверждение ее государственной символики?

    56. Чем определялась необходимость укрепления В.В. Путиным вертикали власти? В чем это выражалось?

    57. Назовите позитивные изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны за последние годы.

    58. Расскажите о национальных проектах. Какое значение они имеют для граждан РФ?

    С6. Рассмотрите историческую. Ситуации и ответьте на вопросы. Весной- осенью 1917г. в России шла острая политическая борьба. В ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода — выступление Л.Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы — от А.Ф. Керенского до большевиков.

    Почему совпали позиции столь различных политических сил? Чем закончилось выступление Корнилова? Какие изменения в политической ситуации произошли в конце августа — сентябре 1917г.? Приведите факты.

    1.Могут быть названы причины:

    — возникла реальная угроза установления военной диктатуры;

    — выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства;

    — Корнилов требовал разгона Советов, в которых были представлены различные политические силы

    1. В ответе:

    А) должно быть сказано о поражении выступления Корнилова;

    Б) могут быть названы следующие изменения в политической ситуации:

    — укрепление в Советах позиций большевиков (большевизация Советов);

    — выдвижение большевиками курса на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам;

    — утрата А.Ф.Керенским поддержки всех ведущих политических партий;

    С6. Рассмотрите историческую. Ситуации и ответьте на вопросы. В 1921 г. в Праге был выпущен сборник статей «Смена вех». Сборник получил большую известность и вызвал острые споры в среде русской эмиграции.

    Укажите любые три вопроса, по которым велась дискуссия. И охарактеризуйте позиции, которых придерживались авторы, по каждому из них.

    1.Могут быть названы вопросы, ставшие предметом дискуссии:

    – о причинах и сущности революции и Гражданской войны;

    — об отношении к советской власти;

    — о сущности и возможных последствиях нэпа;

    — о перспективах развития России.

    2.Могут быть названы следующие основные идеи «сменовеховцев»:

    — понимание революции и Гражданской войны как явления, вызванного всем российской истории;

    — пересмотр отношения к большевизму и к советской власти как к силе, способной на новом историческом этапе обеспечить восстановление национального и государственного единства России; вывод о необходимости для эмиграции сотрудничать с большевиками для возрождения России;

    — понимание перехода к нэпу как внутреннего перерождения большевизма («экономический Брест»);

    — надежда. Что сотрудничество с большевиками подтолкнет процесс их внутреннего перерождения

    1.Могут быть названы события:

    1. Могут названы указаны причины:

    Участники существовавших в России с 1816г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825г. на сенатской площади в Санкт- Петербурге потерпело поражение.

    Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов на развитие общественной мысли. На внутреннюю политику Николая 1? Приведите не менее трех положений.

    Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов:

    — недостаточная подготовленность выступления (поскольку декабристы поспешили воспользоваться ситуацией междуцарствия);

    — ставка декабристов на заговор (и военный переворот)

    — диктатор С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь;

    — выжидательная тактика декабристов

    — решительные действия (жестокие меры) Николая 1 против декабристов(применение артиллерии);

    — декабристы не воспользовались поддержкой народа.

    Влияние декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявлялось:

    — в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных основ движения декабристов (разработка новых общественно- политических теорий);

    — в возникновении (развитии) революционной традиции в России;

    — в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма);

    — в проведении Николаем 1 политики, направленной на укрепление самодержавной власти.

    С6. После победоносного завершения ВОВ 1941- 1945гг. в обществе высказывались на либерализации режима, отказ от репрессий, проведение экономических реформ.

    Какие мнения существовали в руководстве страны по этому вопросу? Назовите два мнения. Какой политический курс был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, подтверждающих ваш вывод.

    Мнения:

    — предложения об использовании опыта нэпа, реформе колхозников, разрешение мелкого предпринимательства, принятии новой Конституции

    — обоснование курса на ужесточение системы, «завинчивание гаек». Новый виток репрессий. Укрепление колхозов, приоритетное восстановление и развитие тяжелой промышленности, приоритетное финансирование военно- промышленного комплекса.

    Должно быть сказано.что в основу послевоенной политики был положен второй подход. И могут быть названы факты:

    — перекачка средств из деревни в город приняла расширенные масштабы, закупочные цены оставались чрезвычайно низкими, налоги выросли

    — в первую очередь шло восстановление предприятий тяжелой и оборонной промышленности, легкая и пищевая промышленность и сельское хозяйство испытывали острую нехватку государственного финансирования

    — были возобновлены репрессии (в отношении советских военнопленных. «Ленинградское дело», «дело врачей»)

    — была развернута жесткая идеологическая кампания (постановления в области искусства и литературы с осуждением творчества видных поэтов, композиторов, деятелей кинематографии, дискуссии в науке, завершавшиеся разгромом целых научных направлений, и др.)

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

    После окончания ВОВ экономическое положение СССР было тяжелым, советское руководство рассматривало различные пути возрождения экономики.

    Какие возможные пути промышленного развития были выдвинуты? Укажите не менее двух из них. Какой из путей и почему был выбран? (Укажите одну основную причину.)

    Предложенные пути развития промышленности:

    Группа руководителей (А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский и др.) считала возможным не форсировать развитие промышленности, рассчитывая на послевоенный кризис в западных государствах;

    — другая группа (Л.П. Берия, Л.П. Маленков и др.) учитывала усиление западных стран после войны. Обладание США атомной бомбой и предлагала форсированное развитие тяжелой промышленности, особенно оборонной

    Могут быть названы путь развития и причины его выбора:

    Сталин поддержал:

    — второй путь, который лег в основу подготовки и осуществления послевоенного пятилетнего плана;

    — соответствие этого направления основной доктрине о строительстве коммунизма на основе преимущественного развития тяжелой промышленности.

    С6. Весной 1921 г. было принято решение о замене продразверстки продналогом.

    Какие другие предложения о выходе из кризиса начала 1920-х гг. высказывались в этот период? Назовите не менее двух предложений. Объясните, почему понадобилось вносить радикальные изменения в экономической и политический курс? Приведите не менее трех причин изменения курса.

    Могут быть названы другие предложения, высказывавшиеся в этот период:

    Ужесточение политики «военного коммунизма», расширение насилия, создание трудармий

    — полный отказ от «военного коммунизма» и политики непосредственного перехода к коммунизму. Замена продразверстки продналогом, введение нэпа

    Могут быть названы следующие причины:

    — острый экономический кризис, вызванный длительной войной

    Кризис политики «военного коммунизма»

    — трудности перехода от войны к миру

    — крестьянские восстания в Тамбовской губернии, Поволжье, Сибири, на Урале, на Дону и др.

    Недовольство в армии, Кронштадтское восстание

    — демонстрации рабочих в Москве. Петрограде, других городах

    — активизации деятельности меньшевиков, эсеров, других оппозиционных большевизму политических сил.

    С6. В 1928-1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации.

    Какие иные мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Назовите два мнения. Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов связанных с проведением данного курса.

    Могут быть названы мнения:

    — Н.И.Бухарин высказывался за проведение И. с учетом возможностей крестьянства при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством

    — И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансирования за счет перекачки из деревни в город.

    Должно быть сказано, что выбран курс на форсированную И., и могут быть названы следующие факты, связанные с его проведением:

    — в 1928 году были пересмотрены плановые цифры в сторону и резкого увеличения

    — В результате форсированной И. в СССР вышел на второе место по объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий

    — намеченные планы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их падению

    — финансирование И. в основном осуществлялось за счет деревни, ее ценой стала коллективизация, отставание легкой промышленности, снижение жизненного уровня населения, использование бесплатного труда заключенных

    — в годы индустриализации в СССР окончательно сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию. Полностью о государственная, систематически прибегающая к внеэкономическим методам принуждения.

    С6. В конце 1960-х гг. произошел фактический отказ от проведения экономической реформы 1965 году.

    Какие возможности развития экономики существовали в тот период? Назовите не менее двух. В чем состояли причины экономических трудностей 1970-х- первой половины 1980-х гг.? Приведите не менее трех причин.

    Могут быть названы возможности:

    — продолжение реформы, обновление хозяйственного механизма разрешение самостоятельности предприятия, использование материальных стимулов, сочетание административного регулирования с экономическим

    — широкое использование административных форм управления экономикой, фактическое сохранение командной экономики

    — глубокое реформирование экономической системы страны, существенная корректировка базовых конструкций командной экономики (директивное планирование, централизованное ценообразование и др.)

    Могут быть названы причины:

    — отказ от активного проведения и тем более от углубления экономических реформ середины 1960-х гг.

    — господство командной экономической системы

    Экстенсивное развитие экономики

    — трудности с внедрением достижений НТП в экономику в условиях командной системы

    — диспропорции в развитии отдельных отраслей промышленности

    — высокий уровень затрат на ВПК

    — разрыв между ростом денежных доходов населения и темпами развития экономики

    — зависимость от сырьевых отраслей и мировых цен на нефть и газ

    С6. Укажите характерные черты развития капитализма в России в 1861- 1890 гг.

    Развитие капитализма в промышленности:

    — промышленный переворот начался при крепостном праве, закончился после отмены крепостного права (к концу 19 в.). Произошел переход к фабрике, сформировалась буржуазия и пролетариат

    — ускорение темпов промышленного развития вследствие реформ 1861-1874гг.

    — сочетание мануфактур с развитыми формами капиталистического хозяйства (фабричной, банковской системой, передовой технологией), образование монополий

    — развитие средств сообщения, ускорение товарного обмена

    — регулирующая роль государства в развитии промышленности (кредиты, госзаказы, поддержка банков)

    — участие иностранного капитала в экономике России

    Развитие капитализма в сельском хозяйстве:

    — крепостнические пережитки в деревне, крестьянская община

    — социальное расслоение крестьян (кулаки, батраки), предпринимательство крестьян

    — социальные противоречия, конфликты

    — ужесточение эксплуатации народных масс, несовершенство трудового законодательства

    — буржуазия не обладала политической властью

    Вывод: диспропорции в социально- экономическом развитии (развитая экономика, отсталая деревня, неравноправие социальных групп)

    С6. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

    Новые явления в экономике:

    — начало распространения мануфактурного производства (казенные и купеческие мануфактуры)

    — переход ремесленников к мелкотоварному производству (на рынок, а не по заказу), специализация ремесел по отдельных районах России

    — появление всероссийских торговых ярмарок (Архангегльская, Ирбитская, Макарьевская)

    — складывание всероссийского рынка

    — развитие торговли со странами Европы и Востока, политика меркантилизма

    — рост городов, в том числе городов- крепостей на Южном Урале, в Сибири, хозяйственное освоение новых земель

    Социальное развитие:

    — изменения в социальной структуре общества (усиление дворянства, уравнение его в правах с боярством, рост населения городов, появление казачества)

    — окончательное закрепощение крестьян Соборным Уложением 1649 гда

    — усиление налогового гнета

    — Социальные выступления (Соляной и Медный бунты, восстание под предводительством С. Разина); общее определение 17в.- «бунташный век»

    С6. В середине 13 в. Великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.

    Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине 13 века отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.

    Попытки:

    — в начале 50-х гг. 13 века великий князь владимирский Андрей Ярославич в союзе с Даниилом Галицким и тверским князем готовил поход против Орды и был разбит

    — в те же годы пытался противостоять Орде Даниил Галицкий, но потерпел поражение и был вынужден признать зависимость от ордынских ханов

    1257 году было жестоко подавлено антиордынское восстание в Новгороде

    Причины :

    — разоренная и раздробленная Русь не имела достаточных сил,чтобы противостоять Орде

    — Ал. Невский стремился сосредоточить основные силы на противодействие агрессии крестоносцев с Запада — политика избранная Ал. Невским позволяла русским землям восстанавливать разрушенное с/х, ремесла, торговлю

    — она позволяла избегать новых разорительных вторжений ордынских ратей.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

    Хан Батый после разгрома русских городов и земель облагал их данью. Новгород монголы никогда не «воевали», однако золотоордынскую дань новгородцы платили. Почему монголы «не воевали» Новгород? Укажите не менее двух причин. В силу чего новгородцы вынуждены были платить дань Золотой Орде? Приведите не менее трех суждений.

    Монголы «не воевали» Новгород, так как:

    — войско Батыя понесло значительные потери, было ослаблено сопротивлением Руси;

    — лесисто- болотистая местность и весенняя распутица создавали большие трудности для монгольских конников

    Суждения, что новгородцы вынуждены были платить дань в пользу Орды, так как:

    — Орда направила в Новгород своих «численников» для переписи населения и обложения новгородцев данью;

    — князь Ал. Невский считал, что бросать вызов Орде Руси еще не под силу;

    — под угрозой появления ордынских войск новгородцы вынуждены были смириться с требованиями Орды и согласиться на выплату дани.

    С6. Назовите основные этапы и ключевые события становления и развития Древнерусского государства.

    Этапы развития Древнерусского государства:

    — 9-10 вв. – объединение восточнославянских племен, становление единого государства;

    — конец 10- 11 века – расцвет древнерусского государства (создание системы власти и военной организации)

    Конец 11- 1- ая половина 12 века- начало распада государства, раздробленности, княжеские усобицы.

    Ключевые события и явления:

    — предпосылки образования государства(разложение родовой общины, выделение племенной знати, развитие хозяйственных и торговых связей, складывание межплеменных союзов, стремление организовать отпор врагам)

    — летописные сведения о призвании варягов

    — норманнская теория образования древнерусского государства

    — деятельность первых Рюриковичей, подчинение восточнославянских племен, объединение Киева и Новгорода.

    — крещение Руси при Владимире Святославиче, принятие христианства

    — правление Ярослава Мудрого: оформление политического строя, создание свода законов

    — угроза раздробленности, попытки сохранения единства; Владимир Мономах.

    С6. в середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

    Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

    Предложения, отличные от позиций Никона:

    — при проведении унификации церковных обрядов и богослужебных книг опираться не на греческие, а на древнерусские образцы

    Последствия:

    — реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

    — долгий спор о верховенстве светской и духовной власти, был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государством

    — острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу русской православной церкви

    — старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во второй половине 17- 1- ой половине 18 века.

    С6. В 1956г. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев выступил на 20 съезде партии с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором осудил сталинские репрессии как чуждые социалистическому строю и заявил, что сущность социализма, созданного в СССР, они не затронули.

    Какие иные мнения по этому вопросу существуют? Назовите не менее двух мнений. Приведите не менее трех фактов, связанных с политикой десталинизации в период «оттепели».

    Могут быть названы мнения:

    — общество, построенное в СССР в 1930-е гг., не является социалистическим, это общество тоталитарное

    — сталинские репрессии были прямы продолжением политики Коммунистической партии и Советского государства, которая проводилась после Октябрьской революции 1917г.

    — сталинские репрессии были вызваны ожесточенной классовой борьбой, сопротивлением антисоциалистических начал, а построенное в 1930-е гг. общество является обществом реального социализма

    — принятие постановления «О культе личности и его последствиях» в июле 1956г.;

    — начало реабилитации жертв репрессий;

    — реабилитация целого ряда народов, подвергшихся депортации в 1930- 1940-егг.

    — осуждение культа личности И.В.Сталина на 22 съезде КПСС (1961г.)

    — публикация литературных произведений, содержащих критику сталинских репрессий («Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын, «За далью- даль» А.Т. Твардовского и др.)

    — относительная либерализация общественной жизни (непоследовательная, сочетавшаяся с отступлениями от политики десталинизации)

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    Вплоть до начала 1920-х гг. советская Россия находилась в международной изоляции. Правительства европейских стран и США не торопились с дипломатическим признанием большевиков. А большевики строили свою политику, исходя из идеи мировой коммунистической революции. В 1922г. произошли два события, ставшие началом перемен.

    Назовите эти события. Укажите не менее трех причин. Позволивших нашей стране выйти из международной изоляции.

    1.Могут быть названы события:

    – участие Советской России в Генуэзкой конференции;

    — подписание договора с Германией в Рапалло.

    1. Могут названы указаны причины:

    Заинтересовать иностранных государств в развитии экономических отношений с Россией;

    — завершение Гражданской войны;

    — переход нашей страны к нэпу, что было воспринято многими как свидетельство серьезных перемен во внутренней политике страны;

    — заинтересовать иностранных политических и деловых кругов в решении проблемы царских долгов и возмещении потерь, понесенных в результате национализации.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    В 1855г., когда Александр 2 вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.

    Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861г. отразилось стремление Александра 2 примирить интересы разных сословий?

    Требования общественной мысли, разных сословий:

    А) требования представителей «охранительного» направления (М.П. Погодин): отменить крепостное право;

    Б) представители либеральной оппозиции (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) выступали за:

    — отмену крепостного права;

    — получение крестьянами земли за выкуп;

    — сохранение помещичьего землевладения;

    В) представители радикальной оппозиции (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) требовали:

    — отменить крепостное право;

    — передать землю крестьянам безвозмездно;

    Г) крестьяне надеялись:

    — освободиться от крепостной зависимости;

    — получить землю безвозмездно;

    — увеличить свои земельные наделы.

    Александр 2 пытался примирить интересы разных сословий тем, что:

    — крестьяне получили личную свободу;

    — крестьяне получили землю. Но за выкуп;
    — было введено временообязанное состояние крестьян (бесплатный труд временнобязанных крестьян был выгоден помещикам);

    — часть крестьянских земель (отрезки) перешла помещикам;

    — система отработок, во многом вызванная малоземельем крестьян, обеспечивала помещичьи хозяйства рабочей силой.

    Какие предложения о дальнейших действиях правительства поступили весной 1881г. императору Александру 3? Назовите два предложения. Назовите избранный императором курс и приведите трех мероприятий, которые его реализовывали.

    Предложения, поступившие Александру 3:

    — продолжение реформ предыдущего царствования, создание законосовещательного органа для разработки законопроектов с привлечением выборных от земств (проект Лорис- Меликова);

    — усиление самодержавной власти, незымблемость самодержавного принципа правления, отказ от «крайностей» реформ 1860- 1870- х гг.. ужесточение полицейских мер борьбы с революционным движением (позиция К.П. Победоносцева)

    Сказано о выборе Александром 3 курса на укрепление самодержавия и названы мероприятия:

    — обнародавание Манифеста о незыблемости самодержавия

    Восстановление всесилия цензуры. Гонения на демократическую печать

    — ограничение автономии университетов

    — введение института земских начальников для контроля органов крестьянского самоуправления

    — отказ от принципа всесословности в деятельности в деятельности земств и городских дум

    — ограничение полномочий земств, усиление контроля над ними со стороны губернаторов

    — ограничение принципов гласности в судопроизводстве, несменяемости судей.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    В 15в. российское боярство крепко держалось за право местничества. А бояре говорили: «То им смерть, что без мест быть». Однако в начале 80- х гг. 17в. царь Федор Алексеевич отменил местничество.

    Чем была обусловлена эта мера? Какое значение имела отмена местничества?

    Могут быть названы следующие причины отмены местничества в 80-х гг. 17в.

    Назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;

    — местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;

    — местничество стесняло царя в праве выбора должностных лиц;

    Местничество вносило соперничества, зависть, споры в среду боярства.

    Положения о значении отмены местничества:

    — основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;

    — был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть;

    — представители дворянства постепенно становились опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе за преобладание в правящей верхушке России.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    Начавшийся в конце 1940-х гг. период «холодной войны» характеризовался противостоянием СССР и США, возраставшей гонкой вооружений, приводившей к опасности возникновения ядерной войны.

    В чем состояли, в каких событиях отразились изменения в международных отношениях в 1970-е гг.? Почему они стали возможны?

    Изменения в международных отношениях:

    — наступил период некоторой нормализации отношений СССР и стран Запада, названный разрядкой международной напряженности;

    — были заключены важные договоры между СССР и США (об ограничении систем противоракетной обороны 1972г., ограничении стратегических вооружений 1979г.);

    — произошло улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ;

    — был подписан в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Причины перехода к разрядке:

    Накопление противостоящими друг другу блоками примерно равного количества ядерного оружия (военно-стратегический паритет СССР и США);

    — осознание мировым сообществом бессмысленности наращивания ядерных вооружений;

    — расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире;

    — расчет США на ослабление военно- промышленного комплекса и обороноспособности СССР.

    С6. В 1988г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил об углублении политических реформ, необходимости демократизации советского общества при сохранении социалистического выбора. Какие иные мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Назовите два мнения. Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением политических реформ.

    Могут быть названы мнения:

    — необходимо отказаться от проведения политических реформ, ограничить гласность, свернуть процессы демократизации, поскольку они ставят под угрозу завоевания социализма;

    — необходимо действовать более решительно, провести последовательные демократические преобразования, разрешить реальную многопартийность, провести свободные альтернативные выборы, ликвидировать цензуру, признать идеологические многообразие, включая право на существование идеологий, оппозиционных коммунистической.

    Могут быть названы следующие факты:

    — проведение в 1989г. выборов народных депутатов на альтернативной основе;

    — острые дискуссии на 1 съезде народных депутатов

    — создание первых политических партий, выступивших против всевластия КПСС

    — отмена шестой статьи Конституции СССР о КПСС как о руководящей и направляющей силе советского общества;

    — деятельность Межрегиональной группы народных депутатов.

    С6. В начале 19 века с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования.

    Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра 1? Назовите два представления. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин.

    Могут быть названы представления:

    — Россия не нуждается в преобразованиях, ей нужны «не конституция, а пятьдесят дельных губернаторов» и ничем не ограниченное самодержавие (Н.М. Карамзин)

    — необходимы радикальные перемены- принятие Конституции и утверждение конституционного строя, ограничение или ликвидация самодержавия, отмена крепостного права (декабристы).

    Проект М.М. Сперанского в полном объеме реализован не был, и могут быть названы причины:

    — планы М.М. Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества

    — он не нашел поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшейся новой системы прохождения государственной службы

    — на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра 1. отступившего под давлением консервативных настроений

    — важная причина- противоречие между потребностью в реформах и реальной опасностью социального взрыва, вызванного реформами.

    С6. Рассмотрите историческую ситуацию т ответьте на вопросы.

    Какие цели ставил Александр 1, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813- 1814гг. для международного положения России?

    Цели:

    Александра 1:

    — ослабить позиции Франции в Европе;

    — создать систему международных договоров с целью согласованных действий при решении спорных вопросов

    — восстановить легитимные монархии во Франции, Испании.

    Российских воинов, участников похода:

    — освободить народы Европы от владычества Наполеона;

    — разгромить армию Наполеона, чтобы предотвратить возможность новых войн.

    Последствия Заграничных походов 1813- 1814гг. для международного положения России:

    — Россия внесла решающий вклад в военный разгром наполеоновской Франции;

    — Россия в числе стран- победительниц Наполеона определяла судьбу народов Европы после наполеоновских войн;

    — в состав Российской империи вошло царство Польское;

    — Россия принимала участие в создании и деятельности Священного Союза;

    — усилились позиции России на международной арене

    © 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой