Липецкий авиацентр - история. Липецкий авиацентр: от царской эскадры до обучения лучших пилотажных групп России Липецкий центр переучивания летного состава

Липецкий авиацентр - история. Липецкий авиацентр: от царской эскадры до обучения лучших пилотажных групп России Липецкий центр переучивания летного состава

09.01.2024

Липецк, 20 Июня. /сайт/ Есть в Липецке на площади Авиаторов скорбный и светлый памятник героям-летчикам, спасшим город ценой своих жизней.

История о подвиге всегда проста. Служили в Липецком авиацентре военный летчик майор Шерстобитов Сергей Максимович и военный штурман подполковник Кривенков Леонтий Александрович. Для Леонтия полет 17 декабря 1968 года должен был стать последним в липецком небе перед переходом на вышестоящую должность в Ахтубе. Он и стал последним, но в жизни. Случилось непредвиденное: при выполнении обычного рядового полетного задания на многоцелевом реактивном самолете ЯК-28 отказало техническое обеспечение. Во время набора высоты в левом двигателе бомбардировщика возник пожар. Благодаря грамотным действиям пилотов пожар был потушен, а двигатель выключен. Для того чтобы спасти боевую машину, решили садиться с одним двигателем. Но во время подготовки к посадке, когда самолет находился над жилыми районами Липецка, отказал и второй двигатель. Чтобы спасти свои жизни, пилотам достаточно было катапультироваться. Об этом поступила и команда с пункта управления полетами. Но военные летчики прекрасно понимали, что тогда машина рухнет на город, и погибнут сотни людей. Во что бы то ни стало, пилоты решили увести свой самолет от густонаселенных районов. К тому же выяснилось, что не выпускается шасси, поэтому было решено посадить самолет на фюзеляж на большом пустыре около гарнизона. Но произошла еще одна поломка техники – и боевая машина стала стремительно терять высоту. Не хватило каких-то 50 метров до совершения аварийной посадки, самолет под углом 15 градусов врезался в землю. Осколки разлетелись на 200 – 300 метров вокруг места катастрофы. Всего несколько сотен метров оставалось до здания детского садика и до жилых домов.

После расшифровки черных ящиков, стали известны последние слова Кривенкова: «Максимыч, это конец». Им было по 43 года.

Известная песня «Огромное небо», которую исполняет Эдита Пьеха, рассказывает о двух других российских летчиках, в аналогичной ситуации спасших небольшой немецкий городок. Но, по сути, эта песня обо всех героях-авиаторах, пожертвовавших собой во имя жизни других людей.

За совершенный подвиг, за спасение жизней сотен людей, Шерстобитов и Кривенков Указом Президиума Верховного Совета СССР были посмертно награждены орденами Красной Звезды. «И, собой пожертвовав, ребята в смерти обрели вторую жизнь». В их честь установлен памятник на площади Авиаторов, их именами названы две улицы в 27 и 28 микрорайонах Липецка.

Мемориальный комплекс – это боевой истребитель МиГ-19, рвущийся в небеса и два летчика у его подножия. Они будто собираются в свой самый трудный полет. Слова, выложенные золотыми буквами на камне: «Вы в небо ушли», всегда будут напоминать потомкам о героях, которые спасли сотни человеческих жизней.

Сегодня у памятника шелестят листьями на ветру березы, по весне буйно расцветает сирень, к памятнику приносят цветы молодожены. Жизнь продолжается.

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко

: ЬУВЛ

Информация Тип военный Страна Россия Расположение 8 км западнее города Липецка Высота НУМ +184 м Часовой пояс UTC+3/+4 Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
15/33 3000х60 бетон

Начальник Липецкого авиационного центра с сентября 2016 года -генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ «Авиадартс ».

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой Российской Федерации генерал-майор С. И. Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл

В задачу которого входит переподготовка лётного и технического состава, внедрение передовых методик и разработок пилотажных комплексов в строевые части.

У истоков Люфтваффе

Было загадкой нахождение в Липецке немецкого учебного и испытательного объединения с 1925 по 1933 годы при посредничестве ВВС РККА. Здесь проводились исследования материальной части, проверялось пилотажное оборудование. Лётчики липецкого авиацентра интенсивно обучались. Работа засекречена, курсанты школы одевались в обмундирование рядовых красноармейцев. Материальная часть приобреталась за границей и доставлялась секретными путями в школу. Это было в ведении немецкого Генштаба. Существование центра противоречило Версальским договорённостям.

Готовились кадры для будущих Люфтваффе Третьего рейха. Отрабатывались приёмы воздушного боя, новые наработки бомбометания, испытывались последние виды вооружений, оптики и приборов. Подготовлено 120 лётчиков-истребителей. Чем меньше информации о школе, тем больше легенд возникало вокруг неё. Живучими оказались две. Эта то, что в годы войны город не бомбили. Вторая гласит, что здесь обучался - основатель и командующий воздушного флота Германии. Ничего не подтвердилось.

Создание исследовательского объединения

Центр формировался с 1949 года. Первоначально это было учебное подразделение лётчиков истребительной авиации. Затем произошли объединения с другими курсами, укрупнение структуры, смена мест дислокации, пока не остановились уже окончательно в городе Липецке.

Продолжалась подготовка авиаторов и испытания в интересах МО России. Это исследовательское военное соединение осуществляло:

  • совершенствование способов боевого применения авиации;
  • постижение лётчиками новой техники;
  • внедрение передовых методик обучения;
  • освоение средств поражения.

Достижения

Освоены десятки типов летательных аппаратов. Подготовлены и обучены 50 тысяч офицеров авиационных специальностей, здесь совершенствовались космонавты СССР, 50 претендентов защитили учёную степень. Проведено 50 исследовательских и лётно-технических испытаний, выполнена сложная экспериментально-изыскательская программа.

Центр добросовестно выполнял поставленные задачи в интересах ВВС и МО. В короткий срок освоены комплексы последних поколений истребителей и разработана документация для эксплуатации этой техники в боевых условиях. В 1992-м лётчики научного соединения впервые перелетели на Су-27 в США, через три года в экспериментальных показательных воздушных боях с зарубежными коллегами вышли победителями. Непременные участники авиакосмических салонов, где демонстрировали манёвренные качества наших самолётов в воздушном групповом бою.

Липецкий авиацентр постоянно присутствует на выставках вооружения и военной техники, участник международных и российских учений.

Потомки будут помнить

Лётная специальность предъявляет жёсткие требования к профессионализму и моральным качествам пилота. Это неоднократно подтверждали героические поступки воздушных бойцов, отдавших жизнь ради спасения людей при исполнении долга.

Земля вокруг Липецка обильно полита кровью пилотов. Вдуматься, погибло пятьдесят лётчиков. Вот цена безопасности нашей Родины!

Однажды случилась трагедия. У экипажа С. Шерстобитов и Л. Кривенкова в полёте внезапно произошло возгорание сначала одного, затем другого двигателя. После тушения пожара нужно было немедленно садиться. Это произошло над городом. Ценой жизни пилотам удалось отвести машину в сторону окраины населённого пункта, экипаж погиб. Самолёт имел полную заправку и бомбовую загрузку. Можно себе представить последствия падения.

Герои России Липецкого авиацентра

Звание получили шесть человек: четверо живы и работают, а двое погибли.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-майор С.С. Осканов стал первым. Он был опытным асом, профессионалом. При выполнении испытательного полёта в феврале 1992 года произошёл отказ техники, и машина стала падать на поселение. Ценой жизни истребитель удалось отвести в сторону, люди не пострадали. За этот подвиг Осканов представлен к высшему отличию.

Последний список пополнил подполковник которого предательски сбили в Сирии. Пилот погиб, став шестым.

Будни

Сегодня Липецкий авиацентр — исследовательская база боевых комплексов МиГ и Су. А пилотажные группы - это яркое подтверждение способностей ВВС России. Усилия Центра направлены на качество боевой подготовки, увеличение часов налёта. Созданный ряд тренажёров - это точная копия узлов и механизмов. Однако функциональность обучающего оборудования разграничена.

На одних шлифуют элементы пилотирования, на других закрепляется методика применения техники, на третьих - уроки по фиксированию навыков, полученных при изучении элементов управления. Создан многопрофильный процедурный тренажёр экипажа авиационного комплекса МиГ-29 УБ (учебно-боевой). Он включает в себя задачи и функции, которые выполняют воздушные профессионалы во время полёта: разведка, использование средств поражения в условиях радиоэлектронного противодействия.

В борьбе с терроризмом

Липецкий авиацентр даёт практический опыт пилотам на моделях МиГ и Су.

Самолёты России во время операции в Сирии нанесли сотни ракетно-бомбовых ударов. Отмечается ювелирная точность попаданий, которая обеспечена в том числе с помощью последнего российского аналитического комплекса "Ил-20". Самолёт оснащён не имеющими подобного средствами обнаружения и оптическими сенсорами. Это необходимая поддержка экипажей, пилотирующих Су. Летающую лабораторию называют российским пилотируемым разведчиком.

Самолёты наносят удары по целям с феноменальной точностью, исключающей попадания по другим объектам. В Сирии бомбят террористов ударные комплексы Су модификаций 24, 25, 30 СМ, 34.

Сегодня командир Липецкого авиацентра — военный лётчик ген.м-р Юрий Александрович Сушков.

На снимках и в видеозаписях на шлемах воздушных бойцов опущены светофильтры. Лиц показывать нельзя - требования безопасности. Это практикуется в мировой авиации. Не факт, что пилоты, проходящие учёбу в Липецком изыскательском Центре, будут воевать. Но те асы, кто заводит самолёты на цель в Сирии, учились здесь.

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой