Кафизма 5 читать на русском. Псалтирь. Трисвятое по Отче наш

Кафизма 5 читать на русском. Псалтирь. Трисвятое по Отче наш

14.12.2023

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 5: Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. И кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный. Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашим.

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 5: Страшен Твой Престол Суда, порочна жизнь моя; и кто меня избавит тогда от беды, если Ты не помилуешь меня, Христе Боже, как Милостивый и Человеколюбец?

Слава: Попечение о житейском изгнало меня из рая, и что мне делать, отверженному? Потому стучусь во врата и взываю: «Господи, Господи, отвори мне, кающемуся, и спаси меня!»

И ныне: Как назовём храм Твой, Богородица? Пристанью ли духовной? Или раем сладости небесной, возводящим к жизни бесконечной? Ибо Ты всяким благом обладаешь; всегда молись Христу о спасении душ наших.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

В богослужениях православной церкви очень широко используется Псалтирь. Псалом 5 входит в последование вседневных часов (ежедневное краткое богослужение). Ради удобства, часы в современной практике соединяются с другими службами. Но для самостоятельного чтения, изучения, данное доступно в любой момент. Каковы обстоятельства и цель написания, в каких случаях принято читать текст - расскажем в этом материале.


Значение 5 псалма

Многие главы Псалтири имеют надписание, в данном случае - «о наследствующем», что обозначает тему, которой посвящена эта глава Писания. Она повествует о том, какое наследство приготовил грешным и праведным. Далее следует комментарий, предназначенный руководителю хора - псалом 5, по замыслу автора, должен исполняться на духовых инструментах.

  • Бог всегда хочет и может слышать нас, где бы мы не находились.
  • Давид обращается к Господу со всей страстью (вопит), он уверен в том, что получит своевременный ответ.
  • Обещает молиться в любой период своей жизни. Это первое дело, которым земной царь занят с самого утра. Не оставляет он его также за дневными хлопотами.
  • Подкрепив душу молитвой, человек может быть уверен в том, что на протяжении дня сохранит правильный настрой - не забудет Божьих повелений.
  • Автор 5 псалма не требует от Владыки небес конкретных действий, он знает, что Бог примет наилучшее решение.

При вдумчивом прочтении мы можем также узнать о свойствах Иеговы. Он ненавидит беззаконие, потому что оно глубоко противоречит Его святой природе. Он справедлив, поскольку не терпит грешников, не удостоит их Своей милости.

Стихи 8-13

Давид описывает себя, своих неприятелей, израильский народ. Несмотря на преследования и клевету, праведник остается верен Богу, стремится быть ближе к Нему. При этом Давид не стесняется своей веры. Он молиться не только наедине, но и на общественные богослужения приходит постоянно. Хороший пример тем, кто молится лишь дома и считает это достаточным.

  • Своих неприятелей царь обличает во лжи. Такой грех отвратителен Богу настолько, что мы видим сравнение их с открытыми гробами. Отступления от воли Творца не являются случайными или разовыми, их было «множество». Поэтому Создатель поступит справедливо, лишая врагов праведника милости.
  • Как правитель, Давид не забывает попросить и о вверенном ему народе Божьем. Он хочет, чтобы души его подданных наполнились радостью, ликованием. И это связано с пребыванием в милости у Господа. Пророк учит каждого молиться не только о своих нуждах, но и за ближних.

Смирение Давида говорит о том, что он имеет перед Богом некие грехи. Поэтому считает, что заслужил наказание. Он не предпринимает активных действий, чтобы защититься. Его средства спасения - только молитва и покаяние. Мудрый царь не просит умертвить своих недоброжелателей. Он лишь желает, чтобы Господь пресек их коварные замыслы. Согласно народной традиции, текст 5 псалма читают при болезнях глаз. Но вы можете произносить его в тех обстоятельствах, которые считаете подходящими.

5 псалом - текст на русском языке, толкование, для чего читают was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Перевод с греческого (септуагинты) на русский П. Юнгерова

32 . Псалом Давида, не надписанный у Евреев.

Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает похвала: Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны. Любит милостыню и суд Господь, милостью Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские, заключает бездны в сокровищницы. Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной! Ибо Он сказал – и стало, повелел – и создалось. Господь разоряет советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал по одному сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется. Вот, очи Господа на боящихся Его, уповающих на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша чает Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповали на Тебя.

33 . Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел.

Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не прегрешат все уповающие на Него.

34 . Псалом Давида.

Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих, скажи душе моей: Я – спасение твое. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся умышляющие мне зло. Да будут, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да изгонит их. Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. Ибо они без вины (моей) скрыли для меня пагубную сеть свою, напрасно поносили душу мою. Да постигнет его сеть, которой он не знает, и западня, которую он скрыл, да уловит его, и пусть он впадет в ту самую сеть. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Все кости мои скажут: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от руки сильнейших его, и бедного и убогого от грабителя его? Восстали на меня свидетели неправедные, спрашивали меня о том, чего я не знал. Воздали мне злом за добро и бесплодием душе моей, Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня (наносящие) раны, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились: Искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. Господи! Когда Ты увидишь (это)? Отстрани душу мою от злодейства их, от львов – единородную мою. Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся очами. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве помышляли. Расширяли на меня уста свои, говорили: “хорошо, хорошо видели глаза наши!” Ты видел, Господи, не умолчи. Господи, не отступи от меня! Восстань, Господи, вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, в тяжбу мою (вникни). Суди меня, Господи, по правде Твоей. Господи, Боже мой! Да не торжествуют они надо мною. Пусть не говорят в сердце своем: “хорошо, хорошо душе нашей!” Пусть не говорят: “мы поглотили его!” Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастиям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: “да возвеличится Господь!” – желающие мира рабу Его. И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей.

35 . В конец. Отрока Господня Давида.

Говорит пребеззаконный с самим собою о грехе: нет страха Божия пред глазами его. Он слукавил пред собою, (думая) будто отыскал беззаконие свое и возненавидел. Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался. Господи! На небе милость Твоя и истина Твоя до облаков. Правда Твоя – как горы Божии, судьбы Твои – бездна великая: людей и скотов спасешь Ты, Господи! Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны: Насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. Да не подойдет ко мне нога гордого и рука грешника да не поколеблет меня! Там пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать.

36 . Псалом Давида.

Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благо, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не подражай лукавству. Ибо лукавые истребятся, терпеливо же исполняющие заповеди Господни – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Наблюдает грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. Меч их да войдет в сердца их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли. Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба. Всякий день милует и в займы дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклонись от зла и сотвори благо, и поживешь в век века. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных своих, во век сохранятся они, беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и вселятся на ней во век века. Уста праведного будут поучаться премудрости, и язык его произнесет (правый) суд. Закон Бога его в сердце у него и не запнутся стопы его. Грешник подсматривает за праведником и ищет умертвить его, Но Господь не оставит его в руках его и не осудит его, когда будет судить его. Уповай на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы наследовать землю, и ты увидишь, когда будут истребляемы грешники. Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: И прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его. Храни незлобие и наблюдай правоту, ибо есть будущее у человека мирного. Беззаконники же все истребятся, останки нечестивых погибнут. Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби. И поможет им Господь, и спасет их, и избавит их от грешников, и сохранит их, ибо они уповали на Него.

Новый русский перевод Российского Библейского Общества, с древнееврейского

32
Радуйтесь, праведники,
о Господе –
хвала Господу
праведных украшает.
2 Славьте Господа звуками лиры,
игрой на арфе десятиструнной.
3 Пойте Ему новую песнь,
стройно играйте,
восклицайте от радости!
4 Ибо истинно слово Господне,
все дела Его справедливы.
5 Правда и праведность угодны Ему,
Его добротою полна земля.
6 Словом Господа созданы небеса,
дуновеньем уст Его –
всё воинство их.
7 Он собрал, как в бурдюк,
воду морей,
пучины вод под замок поместил.
8 Пусть трепещет пред Господом
вся земля,
все обитатели мира
пусть трепещут пред Ним.
9 Он сказал – и стало.
Он повелел – и свершилось!
10 Замыслы народов разрушил
Господь,
решенья народов
в ничто обратил!
11 А Господне решенье
вовек неизменно,
что Он постановил –
то из века в век.
12 Счастлив народ,
чей Бог – Господь!
Народ, избранный Им, –
достоянье Его!
13 Смотрит Господь
на землю с небес,
всех сынов человеческих видит,
14 с престола Своего взирает Господь
на людей, на земле живущих.
15 Сердца всех Он сотворил
и знает все их дела.
16 Не защитит царя огромное войско,
не спасёт богатыря его мощь.
17 Конь подведёт, не сможет помочь,
не спасёт никакая сила.
18 Обращены очи Господа
к чтущим Его,
к уповающим на милость Его.
19 Он их спасёт от смерти,
в годину голода даст им выжить.
20 На Господа мы уповаем,
Он нам – помощь и щит.
21 Наше сердце ликует о Нём,
Его имя святое – нам надежда.
22 Да будет с нами милость Твоя,
Господь!
Мы надеемся на Тебя.

33 [Сложено Давидом после того, как он притворялся безумным перед Авимелехом, и тот прогнал его, и Давид ушёл от него.]

2 Ежечасно я Господа
благословляю,
хвала Ему всегда на устах моих,
3 прославляет Господа моя душа –
бедняки меня услышат
и обрадуются.
4 Славьте Господа вместе со мной,
будем вместе воспевать Его имя.
5 Я обратился к Нему –
и ответил Он,
от всех страхов меня избавил.
6 Сияют лица тех,
кто смотрит на Него,
и этих лиц не покроет срам.
7 Взывает бедняк –
его слышит Господь,
от всех бед спасает его.
8 Ангел Господень стражу несёт
вокруг чтущих Его –
и хранит их.
9 Вкусите и увидите,
как благ Господь,
счастлив тот, кто уповает на Него.
10 Чтите Господа, все святые Его,
у тех, кто чтит Его,
ни в чем нет нужды.
11 Львы терпят бедность и голод,
кто ищет Господа –
не знает нужды.
12 Подойдите, дети, и слушайте меня,
я научу вас Господа чтить.
13 Кто из вас хочет жить,
желает видеть счастливые дни?
14 Пусть тот удержит язык свой
от зла,
и уста – от лживых речей.
15 Пусть отвернётся от зла
и творит добро,
ищет мира и стремится к нему.
16 Очи Господа к праведным
обращены,
Его уши слышат их зов.
17 Свой гневный взор на злодеев
Господь устремит –
так, что и памяти о них
не останется.
18 Кто к Нему взывает,
тех слышит Господь,
из любой беды выручает.
19 Господь рядом с теми,
чьё сердце разбито,
и спасёт тех, чей дух сокрушён.
20 Много бед праведного ждёт,
но от всех его спасает Господь.
21 Хранит в целости все кости его,
ни одна из них не сломается.
22 Зло само грешника умертвит,
кто ненавидит праведника –
поплатится.
23 Господь вызволяет жизнь
Своих рабов,
кто уповает на Него –
избегнет кары.

34 [Сложено Давидом.]

Суди, Господи, тех,
кто судит меня;
борись с теми,
кто борется со мной.
2 Щит и броню возьми
и заступись за меня.
3 Копьё и топор возьми,
встречай тех, кто гонит меня!
Скажи мне, что Ты –
спасенье Моё!
4 Пусть покроют срам и позор
тех, кто гибели жаждет моей;
пусть уйдут со стыдом
те, кто хотят мне зла.
5 Да будут мякиной на ветру,
и ангел Господень да развеет их;
6 тёмен, скользок да будет их путь,
и ангел Господень да гонит их.
7 Ни за что они ставят мне сети,
ни за что – мне копают яму.
8 Да придёт им нежданный конец,
да попадутся в свои же сети,
да попадут туда в час конца!
9 Как душа моя рада,
что рядом Господь!
Как ликует, спасённая Им!
10 Мои кости взывают к Нему:
«Господь!
Кто подобен Тебе?!
Ты спас слабого от рук сильного,
бедного, нищего –
от грабителей!».
11 На суде поднимаются клеветники,
о том, чего я не знаю,
ведут допрос;
12 за добро они отплатили мне злом.
Ждут в засаде, чтобы отнять мою жизнь.
13 А я ведь в рубище ходил,
когда болели они,
я себя изнурял постом.
(Да зачтётся мне молитва моя!)
14 Я был словно их друг и брат;
я горевал, будто оплакивал мать.
15 А я в беде – они собрались, смеясь,
собрались, когда я сокрушён.
Не понимаю, за что
беспрестанно терзают меня,
16 как нечестивые –
глумятся, глумятся
и скрежещут зубами на меня.
17 Господь! Доколе
Ты будешь смотреть?
От их козней спаси мою жизнь –
от хищных львов.
18 Я пред всей общиной Тебя воспою,
пред всем народом
прославлю Тебя.
19 Не дай ликовать тем,
кто понапрасну ненавидит меня,
не дай довольно подмигивать тем,
кто ни за что стал моим врагом!
20 Не о мире толкуют они,
против невинных людей
строят козни!
21 Раскрывают на меня свою пасть,
говорят: «Вот-вот!
Мы всё видели!»
22 Ты, Господь, видишь!
Ты видишь всё, не молчи!
Господь, не покидай меня!
23 Подымись, пробудись,
рассуди моё дело,
Бог и Господь мой,
мою тяжбу реши!
24 Суди меня справедливо,
Господь, Бог мой,
пусть не торжествуют
они надо мной.
Пусть не думают:
«Вот! Всё как мы хотели!»
25 Пусть не думают:
«Вот, мы сожрали его!»
26 Пусть опозорятся, осрамятся
все, кто рад моему несчастью,
пусть покроет стыд и бесчестье
тех, кто мнит себя выше меня.
27 А тех, кто мне желал добра,
пусть ликуют и торжествуют,
пусть всегда повторяют:
«Велик Господь,
желающий счастья рабу Своему!»
28 Мой язык воспоёт
справедливость Твою,
ежедневно будет славить Тебя.

35 [Начальнику хора. Сложено Давидом, рабом Господним.]

2 Грех мил нечестивцу,
он в сердце его,
а страх Божий неведом ему.
3 Лжёт он самому себе,
будто вину свою увидев,
отвратился от неё.

4 Слова уст его –
беззаконие и ложь;
не стремится ни к мудрости он,
ни к добру,
5 на ложе своём
замышляет беззаконие,
на путь недобрый становится,
не гнушается злом.

6 Господи! Милость Твоя до небес,
истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя – горы Божии,
правосудие Твоё –
бездна великая!
И людей и скот спасёшь Ты,
Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя,
Боже!
В безопасности люди
под сенью крыл Твоих.
9 Насыщаются яствами
Дома Твоего,
Ты поишь их потоками
сладости Твоей.
10 Ибо у Тебя – источник жизни,
мы во свете Твоём увидим свет.
11 Одари Своей милостью тех,
кто знает Тебя,
Своей праведностью –
тех, чьё сердце честно.
12 Пусть гордыня не подступит
ко мне,
пусть рука злодея
не столкнёт меня.
13 Наземь пали творящие зло!
Низвержены – и не подняться им!

36 [Псалом Давида.]

Не завидуй злодеям,
пусть не волнуют тебя
удачи злых.
2 Как трава, они скоро
будут скошены,
словно зелень полей – увянут.
3 Положись на Господа,
делай добро;
живи на земле, храни верность.
4 Ищи себе радость в Господе,
и Он даст, чего просит
сердце Твоё.
5 Вручи Господу свою жизнь,
положись на Него –
и Он всё сделает:
6 твоя правда взойдёт, как заря,
правота твоя –
как солнце в полдень.
7 Безмолвно предстань
пред Господом,
на Него возложи надежду.
Не завидуй преуспевающим,
людям, погрязшим во лжи.
8 Не гневайся и не злись,
не завидуй –
до добра не доведёт!
9 Злодеи уничтожены будут,
земля достанется
уповавшим на Господа.
10 Ещё немного –
и не станет нечестивца.
Туда посмотришь, где он был –
и уже нет его.
11 Земля достанется беднякам,
и насладятся они
благоденствием.
12 Злоумышляет нечестивый
против праведника
и от злости скрежещет зубами.
13 Но смеётся над ним Господь,
видя, что близок
день отмщенья ему.
14 Нечестивые меч обнажили
и натянули свой лук,
чтобы бедного и нищего сразить,
идущих правым путём –
зарезать.
15 Пусть их меч им в сердце
вонзится,
и пусть луки их разломаются!
16 Лучше малый достаток
праведника,
чем великое богатство злодеев.
17 Нечестивцам
будут сломаны руки,
а праведным Господь даёт силу.
18 Вся жизнь добрых –
пред очами у Господа,
их надел – за ними навек.
19 В дни беды
им не придётся стыдиться,
во время голода будут сыты.
20 А злодеи уничтожены будут,
враги Господа исчезнут как дым,
как трава полевая исчезнут.
21 Негодяй берёт взаймы –
и не отдаст!
А праведник щедро взаймы даёт.
22 Земля достанется тем,
кого Бог благословил,
и погибнут те, кого Он проклял.
23 Шаги достойного
Господь сделал твёрдыми,
и пути его Господу угодны,
24 даже если упадёт –
не разобьётся:
Господь за руку поддержит его.
25 Был я молод, теперь старик уже –
но не видел я праведника
брошенным,
а потомков его
просящими милостыню.
26 Он всегда щедро взаймы даёт,
и благословенно потомство его!
27 Будь от зла в стороне
и твори добро,
и будешь ты жить вовек.
28 Правосудие Господу дорого:
верных Ему не покинет Он.
Вовек сохранятся они,
а род злодеев будет уничтожен.
29 Праведным достанется земля,
и они вечно будут жить на ней.
30 Уста праведника
изрекают мудрость,
его язык возвещает правосудие,
31 Закон Бога в сердце его,
он идёт – и тверды шаги его.
32 Нечестивец следит
за праведником,
ищет, как бы его убить.
33 Но не выдаст Господь ему
праведника,
не даст оклеветать на суде!
34 Уповай на Господа,
следуй пути Его,
и Он хозяином земли
тебя сделает!
И ты увидишь, как погибнут
нечестивые.
35 Видел я нечестивца грозного,
он возвышался
как кедр зеленеющий.
36 Но вот, прошло время –
и нет его.
Стал я искать – и не нашёл его.
37 Смотри на кроткого,
смотри на праведного:
кто живёт мирно,
у того есть будущее.
38 А преступники
все будут уничтожены,
и нет будущего у нечестивых.
39 От Господа придёт спасенье
к праведным,
во время беды Он им прибежище.
40 Господь им поможет, избавит их,
от нечестивых избавит
и спасёт их –
ибо искали они защиты у Него!

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

32. Псалом Давида, не надписанный у Евреев.

Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает похвала: Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны. Любит милостыню и суд Господь, милостью Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские, заключает бездны в сокровищницы. Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной! Ибо Он сказал – и стало, повелел – и создалось. Господь разоряет советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал по одному сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется. Вот, очи Господа на боящихся Его, уповающих на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша чает Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповали на Тебя.

33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел.

Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не прегрешат все уповающие на Него.

Слава

34. Псалом Давида.

Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих, скажи душе моей: Я – спасение твое. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся умышляющие мне зло. Да будут, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да изгонит их. Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. Ибо они без вины (моей) скрыли для меня пагубную сеть свою, напрасно поносили душу мою. Да постигнет его сеть, которой он не знает, и западня, которую он скрыл, да уловит его, и пусть он впадет в ту самую сеть. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Все кости мои скажут: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от руки сильнейших его, и бедного и убогого от грабителя его? Восстали на меня свидетели неправедные, спрашивали меня о том, чего я не знал. Воздали мне злом за добро и бесплодием душе моей, Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня (наносящие) раны, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились: Искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. Господи! Когда Ты увидишь (это)? Отстрани душу мою от злодейства их, от львов – единородную мою. Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся очами. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве помышляли. Расширяли на меня уста свои, говорили: “хорошо, хорошо видели глаза наши!” Ты видел, Господи, не умолчи. Господи, не отступи от меня! Восстань, Господи, вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, в тяжбу мою (вникни). Суди меня, Господи, по правде Твоей. Господи, Боже мой! Да не торжествуют они надо мною. Пусть не говорят в сердце своем: “хорошо, хорошо душе нашей!” Пусть не говорят: “мы поглотили его!” Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастиям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: “да возвеличится Господь!” – желающие мира рабу Его. И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей.

35. В конец. Отрока Господня Давида.

Говорит пребеззаконный с самим собою о грехе: нет страха Божия пред глазами его. Он слукавил пред собою, (думая) будто отыскал беззаконие свое и возненавидел. Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался. Господи! На небе милость Твоя и истина Твоя до облаков. Правда Твоя – как горы Божии, судьбы Твои – бездна великая: людей и скотов спасешь Ты, Господи! Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны: Насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. Да не подойдет ко мне нога гордого и рука грешника да не поколеблет меня! Там пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать.

Слава

36. Псалом Давида.

Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благо, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не подражай лукавству. Ибо лукавые истребятся, терпеливо же исполняющие заповеди Господни – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Наблюдает грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. Меч их да войдет в сердца их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли. Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба. Всякий день милует и в займы дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклонись от зла и сотвори благо, и поживешь в век века. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных своих, во век сохранятся они, беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и вселятся на ней во век века. Уста праведного будут поучаться премудрости, и язык его произнесет (правый) суд. Закон Бога его в сердце у него и не запнутся стопы его. Грешник подсматривает за праведником и ищет умертвить его, Но Господь не оставит его в руках его и не осудит его, когда будет судить его. Уповай на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы наследовать землю, и ты увидишь, когда будут истребляемы грешники. Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: И прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его. Храни незлобие и наблюдай правоту, ибо есть будущее у человека мирного. Беззаконники же все истребятся, останки нечестивых погибнут. Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби. И поможет им Господь, и спасет их, и избавит их от грешников, и сохранит их, ибо они уповали на Него.

Слава

Молитвы после 5 кафизмы:

По 5-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 5:

Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава

Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.
И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (читается 40 раз) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Этот псалом является молитвой, торжественно обращенной к Богу во времена, когда псалмопевец оказался в бедствии из-за злобных умыслов своих врагов. В жизни Давида было много подобных ситуаций; более того, в его жизни трудно найти время, когда данный псалом был бы неуместен, ибо в этом он был прообразом Христа и постоянно окружен врагами; а своими частыми и сильными обращениями к Богу во времена преследований он указывает на зависимость Христа от Отца и победу, одержанную над силами тьмы во время этих бедствий. В этом псалме Давид (I) устанавливает общение между своей душой и Богом, обещая молиться и убеждая свою душу в том, что Господь обязательно услышит его (ст. 2-4).

(II) Он воздает Богу славу и утешается Его святостью (ст. 5-7).

(III) Он заявляет о своем решении постоянно участвовать во всенародном поклонении Богу (ст. 8).

(IV) Давид молится (1) о себе: чтобы Бог направлял его (ст. 9);

(2) против своих врагов: чтобы Бог погубил их (ст. 10,11);

(3) за весь народ Божий: чтобы Бог дал ему радость и хранил его (ст. 12,13). Все это очень полезно, чтобы направлять нас в молитве.

Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Стихи 2-7 . Название этого псалма не содержит в себе ничего необычного, кроме того, что он должен исполняться на инструменте Nehiloth (слово, которое нигде больше не используется). Предполагается (и это лишь предположение), что оно подразумевает духовые инструменты, в сопровождении которых этот псалом должен исполняться (как слово Neginoth предполагало струнные инструменты). В этих стихах Давид смотрит на Господа:

I. Как на Бога, слышащего молитвы; каким Он всегда был с тех пор, как люди начали призывать Его имя; и сегодня Он также готов услышать молитвы, как и прежде. Обратите внимание, какими словами здесь Давид называет Его: «Господи (ст. 2,4) - Иегова, сущий и самодостаточный, которым мы обязаны восхищаться; Царь мой и Бог мой (ст. 3), которого я признаю за своего Бога, которому я клянусь в верности и под защиту которого, как Царя, я отдаю себя». Он – Царь царей и Бог богов, но это еще не все; самый повелевающий и ободряющий принцип молитвы, самое могущественное и преобладающее прошение в молитве – это отношение ко Всевышнему как к нашему Царю и нашему Богу, перед которым у нас есть определенные обязательства и на которого мы возлагаем особые надежды. А теперь обратите внимание на то,

1. О чем молится Давид, что может ободрить нашу веру и надежды во всех наших обращениях к Богу. Если мы молимся страстно и в вере, то имеем повод надеяться (1), что Бог будет знать о нашем деле, о котором мы докладываем и просим Его, ибо в этом псалме Давид молится: «Услышь, Господи, слова мои!» Хотя Бог находится на небесах, но Его ухо открыто для молитв людей, и Ему не сложно слышать нас. Возможно, люди не хотят или не могут слышать нас: наши враги так высокомерны, что не желают, а наши друзья так далеко, что не могут слышать нас; но Бог, находясь высоко в небесах, может и хочет услышать нас.

(2) Что Он примет эту информацию и подвергнет мудрому и сострадательному размышлению, что Он не будет пренебрегать ею и отделываться поверхностным ответом, ибо псалмопевец молится: «Уразумей помышления мои». Молитвы Давида включали не только слова, но и его размышления, так как размышление – наилучшая подготовка к молитве, и поэтому молитва – наилучший результат размышлений. Размышления и молитва должны идти рядом (Пс 18:15). Только задумываясь о своих молитвах подобным образом, мы можем надеяться, что Бог поразмыслит над ними и примет в Свое сердце то, что исходит из нашего.

(3) Что в должное время Бог дарует нам милостивый ответ, ибо об этом молится псалмопевец: «Внемли гласу вопля моего!» (ст. 3). Его молитва была воплем; это был глас вопля его, что подчеркивает страстность его чувств и назойливость выражений. Подобные действенные страстные молитвы праведного мужа могут много совершить и творить чудеса.

2. Что здесь обещает Давид и ставит как условие со своей стороны, которое он должен исполнять, дабы получить милостивый прием. Когда мы обращаемся к Богу, это может направлять нас, чтобы мы могли правильно предстать со своими прошениями, ибо мы просим и не получаем, если просим неправильно. Здесь Давид дает четыре обещания, и мы должны следовать его примеру. Он обещает:

(1) что будет молиться, что это будет делом его совести и его основным занятием: «Я к Тебе молюсь. Другие живут без молитвы, а я буду молиться». Цари на своих престолах (как это было с Давидом) должны быть просителями у престола Божьего. «Одни молятся неизвестным богам и ожидают помощи от них, но Тебе единственному я буду молиться». Уверенность, которую Бог дает нам в том, что Он готов услышать молитву, должна укрепить наше решение жить и умереть молясь.

(2) Что будет молиться рано утром. Тогда его молящийся голос будет услышан и молитва будет направлена к Богу. На каждом его письме к небесам будет стоять дата, а не просто указано: «Вечером и утром и в полдень я буду молиться; более того, семикратно в день прославляю Тебя», это сказано с уверенностью. Утренняя молитва – наш долг; мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны и спокойны, когда не испытываем ночной дремоты, восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами о дневном бизнесе. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. С помощью веры и молитвы мы можем получить свежее пополнение благодати.

(3) Что его глаз будет направлен к Богу, а его сердце – к исполнению долга: «Рано утром направлю свою молитву». Как стрелок направляет стрелу в белый круг, с такой же сосредоточенностью и уравновешенностью ума мы должны обращаться к Богу. Или так же, как мы отправляем письмо другу в определенное место, мы должны направлять свои молитвы Богу, нашему Отцу Небесному. И давайте всегда посылать их через Господа Иисуса, великого Посредника, и тогда они наверняка попадут по адресу. Все наши молитвы должны направляться к Богу. Их основная цель – воздаяние почестей и прославление Бога. Пусть нашим первым прошением будут слова «да святится (будет прославлено) имя Твое», а уже затем мы можем быть уверены, что получим тот же милостивый ответ, какой был дан Христу: «И прославил и еще прославлю».

(4) Что будет терпеливо ожидать ответа: «Я буду ожидать, буду ждать ответа на мою молитву, и послушаю, что скажет Господь Бог» (Пс 84:9; Авв 2:1), чтобы, если Он дарует мне просимое, я мог бы поблагодарить, а если Он откажет, я мог бы быть терпеливее, а если Он отложит ответ, я мог бы продолжать молиться и ждать, но не ослабеть». Мы должны ожидать, или высматривать, подобно человеку, который послал стрелу и всматривается, насколько близко к цели она попала. Мы в значительной мере теряем утешение от молитвы из-за того, что недостаточно наблюдаем, какие ответы на нее получаем. Мы можем надеяться, что Бог приклонит ухо к нашим словам и поразмыслит над ними, если будем молиться и ожидать, как хромой, который пристально смотрел на Петра и Иоанна (Деян 3:4). Мы можем обратиться к Нему, как Давид в этих стихах, который не говорит: «Господь, сделай это или то для меня…», а - «Услышь меня, поразмысли о моей ситуации и поступи так, как Ты считаешь нужным».

II. Давид обращается к Господу как к Богу, ненавидящему грех (ст. 5-7). Он отмечает это (1) как предупреждение для самого себя и всех других молящихся, чтобы помнить, что Бог, к которому мы обращаемся, не только милостивый, но что Он также чист и свят; что хотя Он готов услышать молитву, но в то же время, если в нашем сердце поселится беззаконие, Он не услышит наши молитвы (Пс 65:18).

(2) Как ободрение для своей молитвы против врагов: они были нечестивыми людьми и, следовательно, врагами Бога – людьми, которых Господь не любит. В данном месте обратите внимание на святость природы Бога. Когда псалмопевец говорит «ибо Ты Бог, не любящий беззакония», это означает: «Ты Бог, который ненавидит беззаконие как действие, прямо противоположное Твоей безграничной чистоте, нравственности и святой воле». Хотя делающие беззаконие процветают, пусть никто не предполагает, что Богу нравится беззаконие или люди, которые притворяются, что почитают Его, но в то же время ненавидят своих братьев и гонят их, говоря: «Да прославится Господь». Богу не нравится беззаконие, прикрытое религиозностью. Поэтому пусть тот, кто любит грех, знает, что он не нравится Богу; и пусть никто не говорит, будучи искушаем: «Я искушаем Богом», ибо Бог не является творцом греха и у Него не водворится злой, и поэтому нечестивец не всегда будет процветать. Доктор Хаммонд полагает, что данное место подразумевает закон Моисея, который не позволял иноземцам, упорствовавшим в идолопоклонстве, жить на земле Израиля.

На справедливость Его правления. «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими», то есть они не увидят Его улыбки, не будут допущены, чтобы обратиться к Нему, и не будут оправданы на суде в тот великий день. Делающие беззаконие чрезвычайно безрассудны. Грех – это безрассудство, а грешники -самые большие глупцы; не те глупцы, которых таковыми сотворил Господь (таких нужно жалеть), ибо Он не может ненавидеть то, что сотворил, а глупцы, которые сами сделали себя такими. Бог ненавидит их. Нечестивцы ненавидят Господа, поэтому вполне справедливо, что Он ненавидит их; и это будет их вечным бедствием и погибелью. «Ты погубишь тех, кого ненавидишь». Существует две разновидности грешников, которые здесь отмечены для погибели:

(а) глупцы, которые говорят ложь и обманывают; на этих грешников ставится особое ударение: «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк 21:8; Пс 22:15);

ничто больше лжи не противоречит природе Бога, и поэтому Бог истины больше всего ненавидит именно ложь.

(б) Жестокие люди. Кровожадного и коварного гнушается Господь, ибо бесчеловечность так же противоположна и в той же степени ненавидима Богом милости, которому нравится миловать. Писание говорит, что лжецы и убийцы особым образом похожи на дьявола и являются его детьми; и поэтому вполне логично, что Господь гнушается ими. Таков был характер врагов Давида и такими в наше время являются враги Христа и Его Церкви – люди, полностью потерявшие все добродетели и честь; и чем хуже они становятся, тем больше мы можем быть уверены в их погибели в должное время.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны побуждать себя к обязанности молиться, ободрять себя в молитве, потому что мы не напрасно ищем Бога. Мы должны выражать свое отвращение ко греху и благоговейное ожидание дня явления Христа, который будет днем погибели нечестивцев.

Стихи 8-13 . В этих стихах Давид характеризует себя, своих врагов, весь народ Божий и молится о каждой группе.

I. Он говорит и молится о себе (ст. 8,9).

1. Давид принимает твердое решение быть вблизи Бога и поклоняться Ему. Грешники уходят от Бога и делают себя отвратительными для Его святости и незащищенными для Его правосудия: «А я не хочу быть вдали от Тебя». Святость и справедливость Бога не пугают тех, кто прав сердцем, и не уводят их от Бога; эти качества привлекают их прилепиться к Нему. В этих стихах Давид решает (1) поклоняться Богу, оказывать Ему почтение и воздавать славу имени Его.

(2) Поклоняться Ему публично: «Я… войду в дом Твой, во дворы дома Твоего, чтобы поклониться Тебе вместе с другими Твоими верными поклонниками». Давид часто молился и поклонялся в одиночестве (ст. 3,4), в то же время он был постоянным в своем посещении и поклонении в храме. Обязанность молиться наедине предназначена для того, чтобы подготовить нас, а не избавить от публичных постановлений.

(3) Поклоняться Ему с благоговением и соответствующим ощущением безграничной пропасти между Богом и человеком: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». «…Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр 12:28). Все поклоняющиеся должны пребывать в великом страхе.

(4) Давид решает принимать ободрение в поклонении лишь от Бога.

От Его безграничной милости. Взывая к Господу, псалмопевец полагается лишь на Его безмерную милость (на неистощимые богатства милости, которые имеются в Боге, бесчисленные доказательства и примеры которой мы получаем от Него), а не на собственные заслуги или собственную праведность. Милость Божья должна быть и основанием для наших надежд, и источником нашей радости каждый раз, когда мы приходим к Нему.

От учрежденного места поклонения, которым в то время был храм и который здесь назван «святой храм Твой» как прообраз Христа, нашего великого и единственного Посредника, который освящает служение в той же степени, как храм освящает золото, и на которого мы должны взирать во время всех наших поклонений, как в то время взирали на храм.

2. Он настойчиво молится, чтобы Бог Своей благодатью всегда вел и хранил Его во время исполнения долга (ст. 9): «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» - «ради тех, которые следят за мной, которые наблюдают за моими ошибками и ищут повода выступить против меня» (евр). Здесь обратите внимание (1) на то, как Давид использовал злобность своих врагов. Чем энергичнее они следили за его ошибками, чтобы в дальнейшем можно было его обвинить в чем-то, тем осторожнее он был, избегая греха и всех его проявлений, и тем настойчивее он продвигался по Божьему пути и в исполнении долга. Таким образом, благодаря мудрости и благодати из зла может получиться добро.

(2) На правильный курс, принятый Давидом для отражения нападок тех, кто искал повода навредить ему. Он вручил себя божественному водительству, умоляя Бога поставить его на правильный путь Своим провидением и благодатью, умоляя сохранить его от неверного пути, чтобы враги (какими бы хитрыми они ни были, даже как враги Даниила) ни в коем случае не могли найти повод выступить против него. Путь исполнения долга здесь назван путем Божьим и Его праведности, ибо Господь предписывает нам Своими святыми и справедливыми законами, что если мы поставим их перед своими глазами как наш принцип, то сможем в вере просить Бога направлять нас во всех особенных ситуациях. Как Бог ответил на молитву Давида, мы можем прочитать в 1Цар 18:14,15.

II. Псалмопевец рассказывает о своих врагах и молится против них (ст. 10,11).

(1) И если его рассказ правдив (что, несомненно, так и есть), у них очень плохой характер; и если бы они не были таковыми, то не могли бы быть врагами человека, который был по сердцу Бога. Он говорит (ст. 7), что Всевышний ненавидит кровожадных и лжецов. «Вот, Господи, - говорит Давид, - таковы мои враги: они лжецы, им нельзя верить, ибо нет в устах их истины». Они не считали грехом обдуманную ложь, если она могла опорочить Давида и выставить его отвратительным. «Господи, путеводи меня, - говорит он (ст. 9), - ибо с такими людьми мне предстоит иметь дело; против их клеветы невинность бессильна. Разве они говорят правду? Разве они говорят о мире и дружбе? Они языком своим льстят, чтобы скрыть свою злобность и достичь цели с большей уверенностью. Каждый раз, когда они притворяются в религиозности и дружбе – двух святых вещах, – они лгут. Сердце их - пагуба, они кровожадны, ибо гортань их - открытый гроб. Они жестоки, как преисподняя, широко отверстая, чтобы пожирать и поглощать; они ненасытимы, как преисподняя, которая никогда не скажет: «Довольно» (Прит 30:15,16). Этот же стих цитируется в Послании к Римлянам, чтобы показать общую порочность всего человечества, ибо по своей природе все люди склонны к злобности (Тит 3:3). Преисподняя открыта для них, в то же время по отношению друг ко другу они сами похожи на преисподнюю.

(2) Если эта молитва, направленная против них, будет услышана (что, несомненно, так и будет), они окажутся в очень плохой ситуации. Какими люди являются и как поступают – такова будет и расплата. Давид молится Богу, чтобы Он погубил их (в соответствии с тем, что он сказал в ст.7: «Ты погубишь таких людей». «Да падут они…», - говорит псалмопевец, и грешники очень скоро погубили бы себя, если бы были предоставлены сами себе). Давид молится Богу, чтобы Тот лишил их Своей защиты, благоволения, наследства от Господа и земли, где они живут; а горе тем, кого Бог изгоняет. Из-за своих грехов они заслуживают погибели. Бога можно оправдать тем, что они полностью отказались от Него: «По множеству нечестия их, отвергни их». Своими поступками они переполнили чашу беззакония и стали готовыми для погибели. Преследование слуг Божьих переполняет чашу в той же степени, что и другие грехи (1Фес 2:15,16). Более того, они легко могут пасть от замыслов своих; те планы, которыми они собираются защищаться и причинять вред другим, посредством господствующего провидения Божьего могут превратиться в средства их собственной погибели (Пс 7:15; 9:16). Давид просит: «…они возмутились против Тебя. Если бы они были лишь моими врагами, то я мог бы простить их; но они восстали против Бога, Его венца и достоинства. Они восстали против Его правления и не желают покаяться, воздать Богу славу, и поэтому я четко вижу их погибель». Его молитва об их погибели исходит не из чувства мести, а из чувства пророчества, благодаря которому он предсказывает, что каждый, кто восстал против Бога, погибнет от своих же замыслов. И если Бог имеет полное право воздавать бедствиями тем, кто беспокоит Его народ, - о чем говорит Писание (2Фес 1:6) – мы просим, чтобы это свершалось каждый раз, когда мы молимся: «Отче, да будет воля Твоя».

III. Давид рассказывает о народе Божьем и молится о нем, заканчивая молитву уверенностью в их благословении, в котором он сам заинтересован. Обратите внимание (1) на то, как он описывает народ Божий. Они праведные (ст. 13), ибо они уповают на Бога; они уверены в Его силе и всемогуществе, осмелились полностью положиться на Его обетование и уверены в Его защите, если идут правильным путем. Они любят Его имя, довольны всяким Его проявлением и наслаждаются, общаясь с Ним. Лишь истинная и чистая религия дарует жизнь удовлетворенности в Боге и зависимости от Него.

(2) Как Давид молится о них: «И возрадуются; дай им повод возрадоваться и сердца радостные, исполни их радостью великой и неизреченной, пусть они восклицают с неизменной радостью. Пусть они вечно ликуют и имеют святую радость от всего, что заканчивается Господом; поэтому пусть радуются в Тебе, в Твоем благоволении, в Твоем спасении, а не в каком-либо другом творении. Пусть возрадуются, так как Ты покровительствуешь им, покрываешь их, прячешь их в тени и пребываешь среди них». Возможно, в этом месте Давид ссылается на столп облачный и огненный, который для Израиля был видимым знаком особого присутствия Божьего и Его особой защиты. Давайте же научимся у Давида молиться не только о себе, но и о других; молиться обо всех хороших людях, которые уповают на Бога, любят Его имя, хотя мы не всегда думаем о них или интересуемся ими. Пусть все имеющие право на Божье обетование имеют место в наших молитвах. Да пребудет благодать со всеми, кто искренне любит Христа. Это совпадает с желанием Бога.

(3) На то утешение, которое получает Давид, молясь о них (ст. 13). Он молится о них, так как они -особый народ Божий, поэтому он не сомневается, что Бог услышит его и они вечно будут ликовать, ибо они счастливы, имея уверенность в Божьем благословении: «Ибо Ты благословляешь праведника – повелеваешь благословениям пребывать с ними. В Своем Слове Ты провозгласил их блаженными, и поэтому сделаешь их таковыми. Кого Ты благословишь, тот благословен».

«Они в безопасности, находясь под защитой Твоего благоволения, которым Ты венчаешь их» (так некоторые понимают это место);

«это Его честь, диадема Его красоты, и это делает Его воистину великим; благоволением Ты венчаешь его, окружая со всех сторон, как щитом». Во время войны щит защищает лишь с одной стороны, а благоволение Бога защищает святых со всех сторон; оно подобно ограде Иова, окружавшей его, и пока они уповают лишь на божественную защиту, они пребывают в абсолютной безопасности и должны быть полностью удовлетворены.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны верой отдать себя Божественному водительству и заботе, а затем радоваться Его милости и благодати, будучи уверены в окончательной победе Бога над всеми Его врагами, торжестве Его народа в Нем и его спасении.

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой