Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи Разбор сущ как часть речи образец

Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи Разбор сущ как часть речи образец

28.01.2024

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

А, -Я - это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд:
собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое;
- род,
- склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- числе,
- падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Д.падеже.
3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- мн.числе,
- Им.падеже.
3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Пр.падеже.
3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им.падеже.
3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву !

1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 3 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- несклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ср.род,
- разносклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- общий род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- склоняется как прилагательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- В.падеже.
3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях .

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

морфологический разбор слова находить
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.
    соломенной морфологический разбор А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    морфемный разбор слова воробьи
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург.
    деепричастия и причастия морфологический разбор А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    разбор слова украсить Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное ; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва.
    морфологический разбор всех частей речи таблица А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    часть речи тем Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение.
    морфологический разбор слова весна А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое , средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    морфологический разбор в казахском языке Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий.
    морфологический разбор слова скорбные А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
    морфологический разбор слова подруга Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик.
    морфемный разбор слова шерстяным А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов.
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

При синтаксическом анализе предложения нам может понадобиться выполнить морфологический разбор какого-либо из имеющихся в предложении существительных. Несмотря на то, что методике выполнения данного разбора обучают ещё в школе, довольно многие люди испытывают определённые трудности в попытке самостоятельного решения указанной задачи. Данный материал призван помочь таким пользователям, в нём я расскажу, как производится разбор существительного как части речи, и какова последовательность действий при выполнении данной операции.

Изучаем методику выполнения подобного разбора

Как и в отношении других частей речи, анализ существительного как части речи предполагает выполнение определённой последовательности шагов. Последние предполагают определённый уровень компетенции разбирающегося, знание им ряда правил, а также соответствующей терминологии (тезауруса).

Также при разборе нужно помнить, что в разных предложениях имя существительное может играть различную синтаксическую роль, а значит нужно учитывать его постоянные и непостоянные морфологические атрибуты.

Разберём стандартные шаги по выполнению разбора существительного:

  • Прежде всего, определяемся с частью речи и её общим грамматическим значением;
  • Затем находим начальную форму существительного (ставим его в именительный падёж, и в единственное число);
  • Пишем, какое это существительное – т.е. собственное (названия единичных предметов) или нарицательное (названия большой группы однородных предметов);
  • Одушевлённое (обычно они обозначают людей и животных) или неодушевлённое (растения, предметы, явления неживой природы);
  • Разбираемся с родом существительного (мужской, женский, средний, в некоторых случаях добавляют ещё общий род – т.е. существительное, которое может обозначать лицо и мужского и женского рода, e.g. – «сластёна»). Также имеются существительные «вне рода», не имеющие единственного числа и используемые только в числе множественном числе (pluralia tantum) – например, «ножницы»;
  • Определяем склонение существительного (I склонение – существительные женского и мужского рода, имеющие в именительном падеже окончания –а, –я; II склонение – существительные мужского рода в именительном падеже, имеющие нулевое окончание, а также существительные среднего рода в именительном падеже с окончанием –о и –е; III склонение – существительные женского рода в именительном падеже, имеющие мягкий знак на конце);
  • Какое число анализируемого нами существительного – единственное или множественное;
  • Устанавливаем падёж существительного (как известно, имеются 6 падежей);
  • Ну и, в конечном счёте, нам нужно будет определиться с синтаксической ролью существительного в разбираемом предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.).

Примеры разбора существительного как части речи

Приведём примеры морфологического разбора существительного как части речи:

Пример №1

Существительное «моря »

  1. Начальная форма данного существительного – море;
  2. Род этого существительного – средний;
  3. Данное существительное имеет средний род и окончание –е – значит это II-е склонение существительного;
  4. Число этого существительного – единственное;
  5. Падёж данного существительного – родительный, так как слово «моря» отвечает на вопрос «кого? чего?»;
  6. В предложении данное существительное исполняет роль дополнения (второстепенного члена предложения, отвечающего на вопросы косвенных падежей).

Пример №2

Дети любят пить молоко.

В данном предложении разберём существительное «молоко ».


Заключение

При разборе существительного как части речи необходимо учитывать синтаксическую специфику использования существительного в конкретном, анализируемом нами, предложении. Сам разбор производится по шаблонному алгоритму, перечень шагов которого описан чуть выше. Также в выполнении указанного разбора может помочь ресурс uchim.org , на котором размещён удобный инструментарий выполнения морфологического разбора слова онлайн.

Морфологический разбор существительного, пример которого мы рассмотрим в данной статье, - очень популярный вид работы на уроках русского языка. Дело в том, что таким образом можно без труда понять, насколько хорошо учащиеся ориентируются в теме относительно данной части речи.

Что же охватывает слова (существительного)? Примеры предоставлены вашему вниманию.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное весьма распространено в русском языке. Оно призвано называть предметы и явления, которые окружают человека. А их очень много. Четверть всех слов, которые мы употреблям, приходятся именно на существительные.

Отвечает эта часть речи на вопросы: "кто?" или "что?". Все зависит от того, одушевленный предмет или нет. Кроме того, не нужно забывать и о падежных вопросах.

Проводя морфологический разбор существительного (пример его мы продемонстрируем немного позже), следует учесть, что могут выделяться несколько значений этой части речи:

  1. Конкретные. Они обозначают осязаемые предметы, например: книга, журнал, стол, человек, птица.
  2. Вещественные. Обозначают какое-либо вещество - кофе, сахар, вода, шелк.
  3. Отвлеченные. Обозначают явления, которые невозможно осязать: мысль, любовь, учение, плач.
  4. Собирательные. Означают множество как целоеи - студенчество, детвора, мошкара, листва.

Постоянные и непостоянные признаки: в чем разница

Любой морфологический разбор слова, с примерами или без, включает в себя перечисление признаков. У любой изменяемой части речи они будут подразделяться на постоянные и непостоянные.

Дело в том, что практически любая часть речи (кроме деепричастия и наречия) может менять свою форму. Имя существительное также подвержено изменению. В зависимости от грамматического строя предложения, мы употребляем различные окончания - это называется формообразованием. Подобные признаки и будут непостоянными. Для имени существительного это числа и падежи.

Непостоянные являются неизменными вне зависимости от грамматики. Существительное всегда будет определенного рода (мужского, среднего либо женского) или склонения (первого, второго или третьего). Кроме того, однозначно можно говорить о его одушевленности или неодушевленности, а также о том, собственное оно или нарицательное.

Общеграмматическое значение

Доказать, что перед нами конкретная часть речи нужно обязательно, с этого начинается морфологический разбор существительного. Пример:

Мы летели самолетом до места отдыха.

Самолетом (чем?) - имя существительное, потому что обозначает предмет.

Кроме того, необходимо указать начальную ставится в именительнцй падеж единственного числа). В данном случае начальной формой будет самолет .

Приведем еще пример, где общеграмматическое значение будет отвлеченным понятием:

Всевозможные мысли посещали Наталью перед сном.

Мысли (что?) - существительное, т.к. обозначает отвлеченное понятие. Начальная форма - мысль .

Постоянные признаки

В разборе части речи также необходимо указать и постоянные Остановимся на них подробнее. Во-первых, определяем, перед нами собственное или нарицательное существительное.

Большинство слов данной части речи в русском языке нарицательные, т.е. они называют однородные предметы и явления. Их отличительная черта - они пишутся с маленькой буквы, если стоят не в начале предложения: машина, стол, книга, человек, дерево . Собственные существительные обозначают уникальные предметы и явления - это всевозможные топонимы, имена и фамилии.

Во-вторых, определяем одушевленность. Если существительное относится к живой природе - оно будет одушевленным, в противном случае - нет.

Род имени существительного также относится к постоянным признакам, он неизменен у данной части речи.

Непостоянные признаки

Во время анализа части речи, обязательно указываются формообразующие или непостоянные признаки. Без них невозможен морфологический разбор имени существительного. Примеры:

Туристы неторопливо подошли к озеру.

К озеру - употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Девушка стояла за дверью кабинета и не решалась войти.

За дверью - употреблено в творительном падеже, множественном числе.

Таким образом, к непостоянным морфологическим признакам существительного мы относим падеж и число.

Синтаксическая роль

Синтаксическая роль в предложении завершает морфологический разбор существительного. Пример:

Из-за туч появилось ласковое весеннее солнышко .

Появилось (откуда?) из-за туч . Существительное туч является обстоятельством с предлогом. При письменном разборе его можно просто соответствующим образом подчеркнуть.

Есть в предложении еще одно существительное - солнышко .

Появилось (что?) солнышко . В предложении оно является подлежащим.

Пример разбора

Как же полностью выглядит морфологический разбор имен существительных? План и образец письменного разбора следующие:

  1. Общеграмматическое значение. Указываем, на какой вопрос отвечает слово. Что оно называет - предмет, отвлеченное понятие, вещество или же имеет собирательное значение.
  2. Начальная форма. Необходимо поставить слово в именительный падеж единственного числа.
  3. Постоянные морфологические признаки. Нарицательное или собственное, категория одушевленности, склонение, род.
  4. Признаки непостоянные. Уточняем в какой форме употреблено существительное в данном предложении, учитывая число и падеж.
  5. Синтаксическая роль. Обязательно указываем в словосочетании с вопросом. Нельзя забывать про предлог, относящийся к данному члену предложения.

В качестве примера разберем все существительные из предложения:

Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

  1. Ребятня (кто?) - существительное, называет собирательный образ.
  2. Начальная форма - ребятня .
  3. Постоянные характеристики: нарицательное, одушевленное, 1-е склонение, женский род.
  4. Непостоянные характеристики: употреблено в форме единственного числа (оно имеет только эту форму, т.к. является собирательным) именительного падежа.
  5. Выбежала (кто?) ребятня - в предложении является подлежащим.

На поле (на что?) - существительное, т.к. называет предмет.

  1. Начальная форма - поле.
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в единственном числе.
  4. Выбежала (куда?) на поле - в предложении является обстоятельством с предлогом.

Дождику (чему?) - существительное, т.к. называет явление природы.

  1. Начальная форма - дождик
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, мужской род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в дательном падеже единственном числе.
  4. Порадоваться (чему?) дождику - в предложении является дополнением.

Тема данного урока: «Морфологический разбор имени существительного». Вначале вы вспомните, как осуществляется морфологический разбор любой части речи. Затем наметите план, как можно произвести подобный анализ для имени существительного. Далее на конкретных примерах рассмотрите примеры разбора существительных разного типа.

Тема: Имя существительное

Урок: Морфологический разбор имени существительного

1. Общий порядок морфологического разбора

Морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей:

1. Общее грамматическое значение;

2. Грамматическое значение разбираемого слова;

3. Синтаксическая роль разбираемого слова.

2. Порядок морфологического разбора имени существительного

Чтобы произвести морфологический разбор имени существительного, во-первых, необходимо выписать слово в той форме, в которой оно употребляется в предложении.

Затем произвести морфологический разбор по предложенному плану:

I. Указываем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос, на который отвечает слово.

II. Указываем начальную форму слова (Им.п., ед.ч.).

1. Указываем постоянные морфологические признаки:

Одушевленное или неодушевленное;

Собственное или нарицательное;

Склонение;

Число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).

2. Указываем непостоянные морфологические признаки:

Число (если слово изменяется по числам).

III. Указываем синтаксическую роль (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

3. Образец морфологического разбора имени существительного

Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде, в отделении для некурящих .

Сначала разберем существительное (в) поезде .

I. Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем?

II. Начальная форма - поезд .

1. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме предложного падежа, единственного числа.

III. В предложении является обстоятельством места.

Произведем морфологический разбор существительного Климов .

I. Существительное, обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?

II. Начальная форма - Климов .

1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.

III. В предложении является подлежащим.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Образцы разбора ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

На ковре из осенних листьев отражаются солнечные блики.

2. Упражнение 2.

Произведите морфологический разбор существительных из данного предложения.

Всю ночь бушевала непогода, а к утру начался снегопад.

© 2024 lobnyaremont.ru - МастерСтрой